Интернет-ретейлеры создали стандарт работы отрасли в пандемию

52fead9b66acc1ed296f1372e156204c

52fead9b66acc1ed296f1372e156204c 

Комментарий доцента кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирины Долговой

Пандемия коронавирусной инфекции придала новый импульс развитию отечественной онлайн-торговли.

Объявленный в марте текущего года режим самоизоляции привел к переходу значительной части потребителей, особенно в крупных городах, на покупки онлайн. В результате в апреле-мае доля онлайн-канала составила 3,3% от всего рынка, увеличившись в июне до 5%, а удельный вес онлайн-покупок за первое полугодие 2020 года достиг 10,9% от общего оборота ритейла1.

Поскольку современная ситуация с новой коронавирусной инфекцией не дает поводов для оптимизма, запрос на безопасность при совершении покупок со стороны потребителей будет только расти. На данную ситуацию оперативно отреагировала Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

Следует заметить, что одной из целей Ассоциации является создание зоны безопасного сервиса для клиентов на рынке электронной коммерции. Организация после проверки качества обслуживания потребителей предоставляет интернет-магазину сертификат АКИТ, подтверждая соответствие уровня его сервиса стандартам АКИТ2. С помощью сертификации игроков рынка организация пытается защитить покупателей от недобросовестной конкуренции и обмана, однако в современных условиях серьезно стоит вопрос об эпидемиологической безопасности сотрудников и потребителей в пунктах выдачи заказов (ПВЗ) и при осуществлении курьерской доставки купленных товаров.

Учитывая Рекомендации Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Ассоциация компаний интернет-торговли разработала стандарты работы ПВЗ и курьерской доставки заказов и пригласила интернет-магазины присоединиться к ним. На 10 ноября предложенные стандарты уже поддержали 27 компаний. Каждая компания, принявшая стандарты, получает специальный знак «Зона безопасного сервиса» с QR-кодом и может разместить его на сайте или упаковке товаров.

Для компаний, желающих присоединиться к стандартам, на интернет-портале ecomvscovid.ru размещена простая форма, в которой, кроме идентификационных данных, требуется указать количество и тип точек

контакта с потребителями.

«В свою очередь, потребители могут перейти на этот же ресурс с помощью QR-кода и оставить свой комментарий по соблюдению стандартов безопасного сервиса, либо сообщить об их нарушениях.

Таким образом, правила торговли, показавшие свою эффективность в первые месяцы пандемии, получили дальнейшее развитие в специальных стандартах АКИТ. Их предлагается сделать обязательными для компаний e-commerce в условиях пандемии», — обращает внимание доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Ирина Долгова.