Как защитить ребенка от пагубного влияния родителей (одного из родителей), ведущих нездоровый образ жизни?
По общему правилу родители имеют преимущественное право на воспитание и содержание своего ребенка. Если в нарушение их прав дедушка, бабушка, тетя, дядя либо иные лица незаконно удерживают ребенка у себя, то родители (один из родителей) вправе требовать его возврата, в том числе путем обращения в суд. Однако совместное проживание ребенка с родителями может не отвечать его интересам. Представим ситуацию, когда по соседству с тобой проживают муж и жена со своим малолетним сыном.
Ты знаешь, что к ним зачастую забегают «собутыльники», с которыми они до утра распивают спиртные напитки, шумят и сквернословят при ребенке, не реагируя на замечание соседей, исчезают на несколько дней из дома, оставляя ребенка одного без присмотра.
Тебе известны случаи, когда ребенок ночевал на лестничной клетке, поскольку пьяные родители не удосужились открыть дверь.
Также известно, что один из родителей ранее проходил курс лечения от алкоголизма в специализированном медицинском учреждении, но продолжил употреблять алкогольные напитки.
Благодаря сердобольным соседям, ребенок выживает в неблагополучной семье.
Ты готов помочь ребенку, но не знаешь, как это сделать?
Пошаговые рекомендации.
Не оставляй ребенка одного, чтобы с ним ничего не произошло, пока родители в «загуле».
Срочно подай заявление в один из органов и организаций, на которые федеральным законодательством возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних. Можно, в частности, обратиться с заявлением в прокуратуру, орган опеки и попечительства либо комиссию по делам несовершеннолетних. Во избежание переадресования заявления и в целях оперативного рассмотрения заявление подается в орган по месту жительства родителей.
Твоим заявлением заинтересуются и примут исчерпывающие меры по защите прав ребенка.
Это необходимо знать.
Что могут сделать орган прокуратуры, орган опеки и попечительства либо комиссия по делам несовершеннолетних, куда поступило твое заявление?
В рамках обращения установив, что ребенок на самом деле находится в сложной жизненной ситуации, компетентный орган сочтет необходимым добиться в установленном порядке лишения родительских прав родителей. При этом соберет необходимый объем доказательств виннового поведения родителей, даст правовую оценку им, а затем подготовит исковое заявление о лишении родителей родительских прав и взыскании алиментов на ребенка.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Семейного кодекса Российской Федерации лишение родительских прав осуществляется в судебном порядке.
С учетом положения этой статьи Кодекса прокуратура, орган опеки и попечительства либо комиссия по делам несовершеннолетних, в зависимости от того, куда подано заявление, при наличии законных оснований обратится в суд с исковым заявлением о лишении родительских прав родителей и взыскании алиментов на его содержание. Указанное заявление будет рассмотрено судом с обязательным участием прокурора и органа опеки и попечительства, которые вступает в дело для дачи заключения.
Если в ходе судебного разбирательства будет бесспорно установлено виновное поведение родителей, то суд лишит родительских прав родителей (Далее- ответчиков) и взыщет алименты на содержание ребенка.
Какие доказательства суд примет во внимание при вынесении решения?
Любые доказательства, представленные органом (Далее — истец), и исследованные в ходе судебного разбирательства по делу: свидетельские показания, письменные материалы, подтверждающие позицию истца.
Важно. Выписку из решения о лишении родительских прав ответчиков суд в срок не позднее трех дней со дня вступления решения в законную силу направит в орган записи актов гражданского состояния (Далее -ЗАГС) по месту регистрации рождения ребенка либо многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), осуществивший регистрацию рождения ребенка, для информирования ЗАГС, где хранится запись акта о рождении (часть 5 статьи 70 Семейного кодекса Российской Федерации.)
В каких случаях родители (один из родителей) могут быть лишены родительских прав?
Исчерпывающий перечень оснований предусмотрен в статье 69 Семейного кодекса Российской Федерации. Такими основаниями являются:
— уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостное уклонение от уплаты алиментов;
— отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
— злоупотребление своими родительскими правами;
— жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
— хроническое заболевание алкоголизмом или наркоманией;
— совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Какие последствия наступают при лишении родительских прав родителей?
Родители, к которым применена эта мера, лишаются всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в частности, право на получение содержания от него, а также льгот, предусмотренных федеральным законодательством, для граждан, имеющих детей.
Родители же (один из них) и после лишения родительских прав не освобождаются от обязанности содержать детей. С них (с одного из них) по решению суда взыскиваются алименты.
Между тем, ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет в полном объеме все имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства. Кроме того, за ним сохраняется право собственности на жилое помещение либо право пользования жилым посещением.
Родители (один из них), лишенные родительских прав, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, если суд признает невозможным совместное проживание этих граждан с ребенком, в отношении которого они лишены родительских прав (часть 2 статьи 91 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей дети (ребенок) суд передает детей (ребенка) на попечение органа опеки и попечительства, который обеспечивает дальнейшее обустройства ребенка.
Может ли ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, усыновлен гражданином?
В соответствии с частью 6 статьи 79 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, может быть усыновлен по истечении 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родительских прав родителей (одного из них).
Прокуратура Республики Ингушетия
Прокуратура разъясняет: В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесено изменение, касающееся условий предоставления отсрочки реального отбытия наказания
Федеральным законом от 7 марта 2017 года № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальных кодекс Российской Федерации в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания» были установлены условия предоставления отсрочки реального отбывания наказания, в том числе для беременных или имеющих малолетних детей осужденных.
Федеральным законом от 19 февраля 2018 года № 31-ФЗ «О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения в пункт 2 части 1 статьи 398 УПК РФ.
Так, согласно изменениям исполнение приговора об осуждении лица к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии беременности осужденной или наличие у нее малолетних детей, наличие у осужденного, являющегося единственным родителем, малолетних детей — до достижения младшим ребенком возраста четырнадцати лет, за исключением осужденных, которым назначено наказание в виде ограничения свободы, лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, лишения свободы на срок выше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205. Террористический акт, 205.1. Содействие террористической деятельности, 205.2. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, 205.4. Организация террористического сообщества и участие в нем, 205.5. Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации, ч. ч.3 и 4 ст. 206. Несообщение о преступлении, ч.4 ст. 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, ст. 316. Укрывательство преступлений УК РФ и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти, 279. Вооруженный мятеж и 360. Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.
Прокурор разъясняет Утвержден новый порядок лишения статуса вынужденного переселенца»
Приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 13.11.2017 №849 утвержден новый Порядок отмены территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне своих решений о признании лица вынужденным переселенцем или продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца (далее – Порядок). Одновременно признано не подлежащим применению ранее действовавшее Положение об организации деятельности территориальных органов ФМС России по принятию решения о лишении статуса вынужденного переселенца, по учету вынужденных переселенцев, а также в случаях утраты статуса вынужденного переселенца, утвержденное приказом ФМС России от 13.05.2013 № 235.
В соответствии с данным Порядком решение о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца отменяется в случае, если оно умышленно сообщило ложные сведения или предъявило заведомо фальшивые документы, послужившие основанием для признания его вынужденным переселенцем или для продления ему срока действия статуса вынужденного переселенца.
Рассмотрение вопроса об отмене решения о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца осуществляется при поступлении документально подтвержденных сведений в отношении фактов предоставления ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов из органов внутренних дел Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в письменной форме либо в электронной форме посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в том числе содержащихся в государственных информационных системах, а также в ходе прохождения вынужденным переселенцем переучета и в связи с осуществлением административных процедур, предусмотренных Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.
В случае предоставления документально неподтвержденных сведений уполномоченное должностное лицо подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений организует проверочные мероприятия по ним путем направления соответствующих запросов.
Только на основании документально подтвержденных фактов, указанных выше, в том числе полученных по результатам проверочных мероприятий, выносится решение об отмене решения о признании лица вынужденным переселенцем или о продлении лицу срока действия статуса вынужденного переселенца состоит из вводной, описательной, аналитической и заключительной (вывода) частей.
Данное решение подписывается начальником подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России или его заместителем и утверждается руководителем (начальником) территориального органа МВД России или его заместителем в срок не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации в подразделении делопроизводства территориального органа МВД России документов, подтверждающих факты предоставления ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов.
Таким образом, новый Порядок обязывает органы внутренних дел документально подтвердить факты предоставления ложных сведений или предъявления заведомо фальшивых документов, а также конкретизирует источники получения данных фактов, что отсутствовало в ранее действовавшем Положении.
Также данным приказом МВД России утверждены формы уведомлений о лишении и утрате статуса вынужденного переселенца.
Порядок зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14.02.2018, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.02.2018 года и подлежит применению по истечении 10 дней с момента публикации.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: За неразмещение информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность
Статьей 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что нарушение требований указанного закона влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, с 1 января 2018 года вступили в силу положения Федерального закона от 28.12.2017 № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно которым:
определены размеры штрафов за нарушение оператором ГИС ЖКХ порядка доступа к ГИС ЖКХ и к информации, размещенной в ней, непринятие оператором мер, необходимых для восстановления работоспособности государственной информационной системы;
скорректирована административная ответственность за неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ для физических лиц, должностных лиц, а также для должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное правонарушение;
установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ГИС ЖКХ;
уточнена административная ответственность операторов по обращению с ТКО, региональных операторов по обращению с ТКО, теплоснабжающих организаций, а также должностных лиц органов исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен (тарифов) за не предоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, не опубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности, если предоставление или опубликование таких сведений является обязательным.
За нарушение порядка размещения информации в ГИС ЖКХ предусмотрена административная ответственность по ст. 13.9.1, 13.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).
Вместе с тем, положения частей 1 и 4 статьи 13.19.1, а также статьи 13.19.2 Кодекса с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, в отношении лиц, осуществляющих деятельность на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, применяются с 1 июля 2019 года.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания в случае его приобретения на средства материнского капитала
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Одним из механизмов такой поддержки является материнский (семейный) капитал. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться, в том числе, и на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющих детей, достойную жизнь, а также для предотвращения приобретения ветхого жилья, предусмотрена процедура признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В частности, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для прожившим и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Постановление Правительства РФ).
В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ, оценка и обследование жилого помещения в целях признания его пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляются межведомственной комиссией. Комиссия создается органом местного самоуправления. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления, а также представители органов, уполномоченных на проведение жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости — представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперта. Согласно п. 47 Постановления Правительства РФ, по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, или о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, В частности, в соответствии с п. 33 Постановления Правительства РФ, основаниями для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие; ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Таким образом, процедура признания жилого помещения пригодным или непригодным для проживания в случае его приобретения на средства материнского капитала — важная гарантия использования средств материнского (семейного) капитала на благо детей.