На данном этапе развития цифровизация, в том числе переход к электронному взаимодействию, становится ключевым инструментом повышения эффективности деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации и способствует улучшению условий ведения бизнеса в регионе.
Учитывая, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объекты недвижимости фактически являются завершающими процедурами в процессе оформления земельно-имущественных прав, увеличение доли заявлений на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, подаваемых в электронном виде, является приоритетным направлением.
Как известно, электронные услуги и сервисы Росреестра являются важной частью общероссийской системы электронного правительства. Росреестр является одним из лидеров по предоставлению государственных услуг в России, взаимодействуя с физическими и юридическими лицами и активно развивает инфраструктуру оказания электронных услуг.
На портале Росреестра (https://rosreestr.ru) функционирует система интернет регистрации недвижимости. С помощью нее можно в электронном виде подать заявление о государственной регистрации права на объект недвижимости. Количество обращений к сервису неуклонно растет, что связано с преимуществами такого способа направления заявления.
Зарегистрировать свою недвижимость можно легко и быстро с помощью портала Росреестра, причём госпошлина сокращается на 30-50%.
В случае, если вам неизвестно какие документы понадобятся для той или иной услуги, вам поможет сервис «Жизненные ситуации». Этот сервис предлагает заполнить интерактивный опросник, после чего в понятном виде и наглядной форме показывает список документов, необходимых для вашей ситуации.
Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра позволяют оперативно и удобно получить информацию об объектах недвижимости, сведения из Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН), отследить статус своей заявки на получение услуг Росреестра и получить многие другие услуги в режиме онлайн.
Для улучшения качества обслуживания собственников недвижимости и повышения уровня защищенности их прав на портале Росреестра успешно функционирует электронный сервис «Личный кабинет правообладателя», где владелец может просматривать информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости (адрес, площадь, кадастровая стоимость), увидеть расположение объекта на Публичной кадастровой карте, а также получать уведомления об изменениях характеристик объектов недвижимости, о наложении или прекращении арестов и обременений права. Оперативное информирование об изменениях позволит владельцам своевременно реагировать на несанкционированные действия в отношении их объектов недвижимости. Сервис позволяет отслеживать статус исполнения государственных услуг, а также записаться на прием в офис для получения сведений из реестра недвижимости, подачи заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, в том числе по экстерриториальному принципу. С помощью сервиса «личный кабинет» на сайте Росреестра также можно подать заявление и документы на регистрацию прав, кадастровый учет, а также на кадастровый учет и регистрацию прав в рамках единой процедуры. Только в личном кабинете можно получить ключ доступа к ФГИС ЕГРН, посредством которого сведения ЕГРН можно получить в самое короткое время. Кроме того, в личном кабинете правообладатель может подать заявление на исправление технической ошибки в сведениях ЕГРН об объекте недвижимости, а также заявить о внесении в ЕГРН записи о невозможности проведения любых действий с его недвижимостью без его личного участия.
Для авторизации в личном кабинете Росреестра используется подтвержденная учетная запись пользователя на Едином портале государственных услуг Российской Федерации.
На сервисе портала Росреестра, которым предусмотрены механизмы защиты информации, в частности обязательным условием является наличие электронной цифровой подписи. Для удобства пользователей и повышения доступности электронных услуг Росреестр осуществляет выдачу сертификатов электронной подписи собственного удостоверяющего центра на базе Федеральной кадастровой палаты.
В отличие от устоявшейся практики продажи узкоспециализированных сертификатов удостоверяющий центр Росреестра предоставляет сертификаты, подходящие одновременно к большинству площадок и ресурсов. Многие удостоверяющие центры работают по принципу 1 услуга — 1 электронная подпись. Удостоверяющий центр Росреестра видит свою задачу в реализации практически универсальной электронной подписи. На сегодняшний день, полученный в удостоверяющем центре ведомства сертификат электронной подписи обеспечивает доступ к услугам Росреестра, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Единому порталу государственных услуг.
Сертификат электронной подписи можно приобрести в офисе филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Ингушетия, расположенного по адресу: г. Магас, ул. К. Кулиева 24.