Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации судебный штраф — это денежное взыскание, назначаемое судом при освобождении лица от уголовной ответственности.
Судебный штраф как мера уголовно-правового характера может быть назначен лицу, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
В таком случае данное лицо освобождается от уголовной ответственности.
Судебный штраф исполняется лицом, которому эта мера назначена, в срок, указанный судом в постановлении, определении о назначении меры уголовно-правового характера.
Контроль за исполнением судебного штрафа осуществляется судебными приставами-исполнителями.
Если по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока уплаты судебного штрафа у судебного пристава-исполнителя отсутствуют сведения об уплате должником соответствующих денежных сумм, он направляет в суд представление об отмене указанной меры уголовного-правового характера и о решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.
Исполнительное производство по исполнительному листу об уплате судебного штрафа оканчивается в случае:
1) выплаты судебного штрафа в полном объеме;
2) возвращения исполнительного документа по требованию суда, выдавшего исполнительный документ;
3) направления в суд, выдавший исполнительный документ, представления об отмене судебного штрафа.
В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.
Подразделение по надзору за соблюдением
законов при исполнении уголовных наказаний
«Прокурор разъясняет о возможности выполнения судебных актов в форме электронного документа»
Судебные акты, в том числе заочное решение, особое мнение судьи, за исключением судебных актов, содержащих сведения, составляющие охраняемую законом тайну, а также иных судебных актов, указанных в части 2 статьи 474.1 УПК РФ, могут быть выполнены (изготовлены) в форме электронного документа, который подписывается судьей (судьями) усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 1 статьи 13 ГПК РФ, часть 5 статьи 15 АПК РФ, часть 1.1 статьи 16 КАС РФ, часть 2 статьи 474.1 УПК РФ).
По просьбе (ходатайству) взыскателя при наличии технической возможности судебный приказ может быть выполнен и направлен судом общей юрисдикции в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 130 ГПК РФ, часть 1 статьи 123.8 КАС РФ).
Если судебный акт выполняется в форме электронного документа, наряду с таким документом изготавливается экземпляр на бумажном носителе, подписанный собственноручно судьей (судьями) (часть 1 статьи 13 ГПК РФ, часть 5 статьи 15 АПК РФ, часть 1.1 статьи 16 КАС РФ, часть 2 статьи 474.1 УПК РФ, пункт 4 статьи 12 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти»).
Экземпляр судебного акта, выполненный в форме электронного документа, и экземпляр судебного акта, выполненный на бумажном носителе, имеют равную юридическую силу.
Экземпляр судебного акта на бумажном носителе приобщается к материалам судебного дела. Экземпляр судебного акта в форме электронного документа хранится в системе автоматизации судопроизводства.
По ходатайству (заявлению) лица, участвующего в деле, участника уголовного судопроизводства и при наличии технической возможности судом может быть изготовлена и направлена в виде электронного образа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, копия судебного акта, принятого до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти».
Исходя из части 5 статьи 15, частей 5 и 6 статьи 19 АПК РФ в случае, если к рассмотрению дела привлечены арбитражные заседатели, судебный акт выполняется в форме электронного документа и подписывается усиленными квалифицированными электронными подписями судьи и арбитражных заседателей. При отсутствии такой возможности судебный акт выполняется на бумажном носителе.
22.05.2018
Подразделение по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: «О преступлениях, связанных с незаконным сбытом наркотических средств».
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется только в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Легальный оборот наркотических и психотропных веществ допускается в медицине, в научных целях, а также для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
За осуществление оборота наркотических средств с нарушением требований вышеуказанного федерального закона предусмотрена, в том числе и уголовная ответственность.
Например, за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в значительном размере, предусмотрено наказание в виде лишения сроком до 3 лет.
Следует отметить, что в последнее время увеличилось количество уголовных дел, связанных с незаконным сбытом наркотических средств посредством информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Так, большинство уголовных дел совершаются лицами посредством приложений персональной связи, таких как «Jabber» или «Telegram», с помощью которых сбытчики связываются с операторами, так называемых интернет магазинов, которые в свою очередь, после предварительной оплаты, сообщают им о нахождении тайников с наркотическими средствами.
В дальнейшем преступник расфасовывает полученные наркотические средства, размещает их в тайниках на территории города и сообщает информации об их расположении оператору, за что получает материальное вознаграждение.
В соответствии с устоявшейся судебной практикой, а также с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами», вышеуказанных действий преступника достаточно для их квалификации по п. «а» ч.4 ст. 228.1 УК РФ — незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, совершенный организованной группой с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
В тоже время, большая часть наркотических средств изымаемых из незаконного оборота сотрудниками правоохранительных органов, являются синтетическими веществами, которые в свою очередь содержат наркотические средства, например, N-метилэфедрон, Карфентанил, метиловый эфир 3-метил-2-(1-бензил-1H-индазол-3-карбоксамидо) бутановой кислоты и его производные.
При этом для дополнительной квалификации действий преступника по п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ — незаконный сбыт наркотических средств в крупном размере, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002, необходима лишь масса наркотического вещества свыше 1 грамма, 0,002 грамма, 0,25 грамма соответственно.
При таких обстоятельствах следует разъяснить, что за преступления, предусмотренные ч. 4 ст. 228.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 10 лет с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере до 1 млн. рублей. При этом, учитывая, что уголовным законом такие преступление отнесены к категории особо тяжких, то мужчины их совершившие будут отбывать наказание в колонии строго режима.
Прокурор города Магаса
старший советник юстиции А.М. Марзаганов
Прокуратура г.Магаса разъясняет: «Когда производство по делу об административном правонарушении будет прекращено в отношении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ».
Соответствующие изменения внесены в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 23.04.2018 № 103-ФЗ).
В ранее действующей редакции указанной статьи было предусмотрено прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иного должностного лица органа местного самоуправления, руководителя муниципального учреждения в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись.
Теперь указанные обстоятельства также исключают производство по делам об административных правонарушениях в отношении высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), иных должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ.
Изменения вступили в силу 4 мая 2018 г.
Прокурор города Магаса
старший советник юстиции А.М. Марзаганов
Прокуратура г.Магаса разъясняет: «Верховный суд РФ о судопроизводстве с участием присяжных заседателей».
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 15.05.2018 № 11 внесены изменения в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам от 22 ноября 2005 года № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей».
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд по ходатайству обвиняемого рассматривает с участием присяжных заседателей уголовные дела о преступлениях, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 30 УПК РФ, а районный суд, гарнизонный военный суд — о преступлениях, предусмотренных пунктом 2.1 части 2 статьи 30 УПК РФ. Если по делу привлечены в качестве обвиняемых несколько лиц, ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей вправе только те из них, которые обвиняются в совершении указанных преступлений.
Следователь при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела обязан разъяснить ему не только право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей, но и особенности рассмотрения уголовного дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения, о чем в протоколе делается запись и отражается позиция обвиняемого по указанному вопросу. Невыполнение следователем данного требования является препятствием для рассмотрения уголовного дела судом.
В случаях, когда один или несколько обвиняемых заявили ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, а остальные отказываются от такого состава суда, а также когда один или несколько обвиняемых являются несовершеннолетними, следователь решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство.;
Ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей может быть заявлено обвиняемым как после ознакомления с материалами дела на предварительном следствии, так и после направления прокурором уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. Для рассмотрения такого ходатайства судья назначает предварительное слушание.;
Необходимо обязательное участие защитника по делам, подлежащим рассмотрению судом с участием присяжных заседателей. Участие защитника обеспечивается каждому обвиняемому с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.;
Что касается кандидатов в присяжные заседатели, то в случае установления несовпадения данных о личности данного кандидата, указанных в списке, составленном в соответствии с Федеральным законом о присяжных заседателях, с данными о личности кандидата в присяжные заседатели, указанными в его паспорте, он не может принимать участие в процедуре формирования коллегии присяжных заседателей.;
Сторонам вручаются списки кандидатов в присяжные заседатели без указания их домашнего адреса. В этих списках приводятся только такие сведения о кандидате, которые позволят сформировать коллегию присяжных заседателей: данные о возрасте, образовании и социальном статусе кандидата (роде его деятельности).
Если в процессе рассмотрения дела до провозглашения вердикта присяжными заседателями председательствующий лишается возможности продолжать участие в судебном заседании, то он заменяется другим судьей, который приступает к формированию новой коллегии присяжных заседателей.
Прокурор города Магаса
старший советник юстиции А.М. Марзаганов
Малгобекский городской прокурор разъясняет: Внесены изменения в Правила ОСАГО, связанные с введением обновленного порядка оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции
Федеральным законом от 29.12.2017 N 448-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в Правила ОСАГО внесен ряд изменений, связанных с введением обновленного порядка оформления документов о ДТП без участия сотрудников полиции.
Так, до 100 тыс. рублей был повышен максимальный размер выплаты по договору ОСАГО при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции. Также предусмотрено, что в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях допускается оформление ДТП без участия сотрудников полиции даже при наличии разногласий участников ДТП. В таком случае суть разногласий должна быть отражена в заполняемом участниками ДТП бланке извещения о ДТП. Указанное изменение вступает в силу на территориях остальных субъектов РФ 1 октября 2019 года.
Таким образом Правила ОСАГО приводятся в соответствие с федеральным законодательством, а именно:
— указывается на возможность оформления ДТП без участия сотрудников полиции, в том числе при наличии разногласий относительно обстоятельств ДТП;
— на лицевой стороне бланка извещения о ДТП предусматривается графа для указания на наличие разногласий относительно обстоятельств ДТП;
— отмечается, что разногласия относительно обстоятельств ДТП должны указываться в п. 7 оборотной стороны извещения;
— в отношении действующих договоров ОСАГО устанавливается возможность заполнения извещений о ДТП по ранее действовавшей форме с указанием разногласий относительно обстоятельств ДТП в п. 7 «Примечание» оборотной стороны извещения.
Вступает в силу с 1 июня 2018 года.
Заместитель Малгобекского
городского прокурора И.З.Кодзоев
Упрощен порядок использования средств материнского капитала в семьях, имеющих детей- инвалидов
Федеральным законом от 28.12.2017 № 432-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусмотрена возможность направления материнского (семейного) капитала на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов. Для этого в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида должны быть рекомендации по приобретению и использованию таких товаров (услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2018 № 60 внесены изменения в Правила признания лица инвалидом, которые упрощают порядок замены индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида на новую с включением в нее рекомендаций по приобретению и использованию таких товаров без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Так, в случае необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, ребенку-инвалиду по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.
Составление новой индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида с включением в нее рекомендаций о товарах и услугах осуществляется на основании решения Федерального бюро медико-социальной экспертизы (далее — Федеральное бюро) либо главного бюро медико-социальной экспертизы (далее — главное бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее — бюро), являющимися филиалами главных бюро, о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, принятого по результатам обследования ребенка-инвалида.
В случае если в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида вносятся рекомендации о товарах и услугах, относящихся к медицинским изделиям, ребенок-инвалид (его законный или уполномоченный представитель) представляет в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) выданную медицинской организацией справку, содержащую информацию об основном диагнозе, осложнениях и сопутствующем диагнозе (диагнозах) ребенка (далее — справка), и решение о нуждаемости ребенка-инвалида в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, которое принимается на основании справки.
Представление справки не требуется, если заявление о включении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида поступило в течение 1 года с даты выдачи указанной программы бюро (главным бюро, Федеральным бюро). В данном случае решение о нуждаемости в приобретении товаров и услуг, относящихся к медицинским изделиям, выносится по имеющимся в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) сведениям предыдущих освидетельствований ребенка-инвалида, находящихся в распоряжении бюро (главного бюро, Федерального бюро).
Помощник прокурора Л.М.Танкиева
Государственная регистрация рождения
Согласно ст.14 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» основаниями для государственной регистрации рождения являются:
— документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, в которой происходили роды;
— документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, — при родах вне медицинской организации;
— заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка — при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи. Лицо, присутствовавшее во время родов, может сделать заявление о рождении ребенка устно или в письменной форме работнику загса или многофункционального центра.
При отсутствии указанных оснований для государственной регистрации рождения государственная регистрация рождения ребенка производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка данной женщиной.
Местом рождения ребенка указывается фактическое место рождения, а если ребенок родился в поезде, самолете и т.п. — место государственной регистрации рождения ребенка.
Государственная регистрация рождения производится отделом записи актов гражданского состояния по месту рождения ребенка или по месту жительства родителей (одного из родителей) или многофункциональным центром. Заявление о регистрации может быть представлено лично родителями (одним из родителей) ребенка, другим заявляющим лицом или направлено в форме электронного документа через единый портал госуслуг или региональные порталы госуслуг. Заявление о рождении ребенка, которое направляется в форме электронного документа, подписывается простой электронной подписью заявителя не позднее чем через месяц со дня рождения ребенка.
Одновременно с подачей заявления представляются:
— документ, подтверждающий факт рождения ребенка (документ о рождении из медучреждения или заявление лица, присутствовавшего во время родов);
— документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или заявителя, если регистрация осуществляется не родителями (тогда еще необходимы документы, подтверждающие полномочия заявителя);
— документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце.
Заявление лица, присутствовавшего во время родов и подтверждающего рождение ребенка, должно быть также представлено в отдел загса.
Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них. Сведения о матери вносятся в запись акта о рождении ребенка на основании медицинских документов, сведения об отце ребенка — на основании свидетельства о браке родителей.
Если брак между родителями ребенка расторгнут, признан судом недействительным или если супруг умер, но со дня расторжения брака, признания его недействительным или со дня смерти супруга до дня рождения ребенка прошло не более 300 дней, сведения об отце ребенка вносятся на основании документов, подтверждающих заключение и прекращение брака (свидетельство или др.).
Сведения об отце ребенка в этих случаях вносятся:
— на основании записи акта об установлении отцовства в случае, если отцовство устанавливается и регистрируется одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка;
— по заявлению матери ребенка в случае, если отцовство не установлено. Фамилия отца ребенка записывается по фамилии матери, имя и отчество отца ребенка — по ее указанию. Внесенные сведения не являются препятствием для решения вопроса об установлении отцовства. По желанию матери сведения об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка могут не вноситься.
При государственной регистрации рождения фамилия ребенка определяется общей фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос решается по соглашению между ними. Ребенку может быть присвоена фамилия отца, фамилия матери или двойная фамилия, образованная посредством присоединения фамилий отца и матери друг к другу в любой последовательности, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Не допускается изменение последовательности присоединения фамилий отца и матери друг к другу при образовании двойных фамилий у полнородных братьев и сестер.
Двойная фамилия ребенка может состоять не более чем из двух слов, соединенных при написании дефисом.
Имя ребенку дается также по соглашению обоих родителей. Выбор собственного имени своему ребенку — дело родителей. Они вправе дать ребенку любое имя, какое пожелают. Запрещается запись имени ребенка, которое состоит из цифр, буквенно-цифровых обозначений, числительных, символов и не являющихся буквами знаков, за исключением знака «дефис», или их любой комбинации либо содержит бранные слова, указания на ранги, должности, титулы. При регистрации рождения по заявлению одного из них предполагается, что другой согласен с выбранным именем. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.
Когда родители ребенка не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, спор между ними разрешается органами опеки и попечительства.
Может случиться так, что ребенок по каким-либо причинам не был зарегистрирован вовремя. В этих случаях законом предусмотрены следующие правила.
Государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста 1 года и более, при наличии документа установленной формы о рождении, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, производится по заявлению родителей (одного из родителей) или иных заинтересованных лиц, а также по заявлению самого ребенка, достигшего совершеннолетия.
При отсутствии документа установленной формы о рождении государственная регистрация рождения ребенка, достигшего возраста 1 года и более, производится на основании решения суда об установлении факта рождения.
Свидетельство о рождении содержит следующие сведения:
— фамилию, имя, отчество, дату и место рождения ребенка;
— фамилию, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);
— дату составления и номер записи акта о рождении;
— место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра);
— дату выдачи свидетельства о рождении.
В свидетельство о рождении может быть внесена запись о национальности одного или обоих родителей по их желанию.
Старший помощник прокурора А.А.Арчаков