28 июня в администрации Назрановского мунипального района состоялсь лекция на тему:- «Разъяснение Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Нововведение».
Как вам известно, ранее действовал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12.04.1968 №2534-vii «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», который определял единый порядок рассмотрения обращений граждан государственными и общественными органами.
После распада Союза получило бурное развитие российское законодательство, которое адекватно отражало происходящие в жизни государства и общества преобразования.
Указ уже не стал отвечать требованиям нового времени, в связи с чем, 02.05.2006 Президент России подписал ныне действующий Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором закреплены положения, позволяющие каждому гражданину реализовать провозглашенное и гарантированное статьями 33 и 45 Конституции Российской Федерации право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В нем определены общие принципы организации работы с письменными и устными обращениями граждан в государственных органах, органах местного самоуправления и их должностных лиц.
Важно отметить, что установленный Законом порядок рассмотрения обращений распространяется не только на обращения граждан Российской Федерации, но и иностранных граждан и граждан без гражданства, за исключением обращений, которые рассматриваются в порядке, установленном федеральным конституционным законами и иными федеральными законами, международными договорами, в частности, ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
В Закон внесены существенные поправки, в силу которых граждане, их объединения, в том числе юридические лица, вправе обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, и их должностным лицам, а также в государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 2 Закона граждане могут обращаться лично или направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений, в том числе юридических лиц в перечисленные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие публично значимые функции. Эта норма Закона в целом корреспондирует ст. 33 Конституции РФ.
В соответствии с Законом, его статья 5, гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Для того, чтобы письменное обращение гражданина, направившего обращение, было рассмотрено и на него дан письменный ответ необходимо, чтобы письменное обращение содержало все необходимые реквизиты.
Так, согласно статье 7 Закона гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. При необходимости к обращению гражданин прилагает документы и материалы либо их копии в подтверждение своих доводов.
Согласно части 3 статьи 7 Закона гражданин вправе направить обращение в форме электронного документа. В нем в обязательном порядке указывается им свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому направляется ответ (уведомление о переадресации обращения). К обращению могут быть приложены документы и материалы в электронной форме (они не возвращаются автору). Эта часть Закона изложена в редакции ФЗ от 27.11.2017 №355-ФЗ.
Гражданин направляет обращение непосредственно в тот орган, который правомочен разрешить обращение по существу, что значительно ускоряет процесс разрешения поставленных гражданином вопросов. В том случае, если он направил свое обращение не по адресу, то оно в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона в 7-дневный срок со дня регистрации направляется в соответствующий орган, о чем в этот же срок уведомляется заявитель. Обращение не направляется по компетенции, если текст обращения не читается. Об этом в 7-дневный срок уведомляется заявитель, если фамилия и почтовый адрес заявителя можно прочитать.
При необходимости оно может быть направлено с контролем, то есть с предложением представить документы и материалы, касающиеся рассмотрения письменной жалобы гражданина.
В целях обеспечения объективного рассмотрения обращения, законодатель запрещает направление письменного обращения в государственный орган и орган местного самоуправления и их должностным лицам, решение, действие и бездействие которых обжалуется.
В случае, если в соответствии с этим запретом, направление жалобы невозможно, обращение возвращается гражданину с разъяснением права обжаловать решение, действие или бездействие государственного органа, органа местного самоуправления и их должностных лиц в суд в порядке, установленном федеральным законодательством (ст. 218 КАС РФ).
Письменное обращение гражданина подлежит обязательному рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или их должностными лицами в соответствии с их компетенцией.
При необходимости могут рассмотреть письменное обращение гражданина с выездом на место и с привлечением к рассмотрению обращения гражданина. В рамках рассмотрения обращения могут быть истребованы необходимые документы и материалы из других органов и должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. При этом, согласно запросу эти документы и материалы должны быть представлены в 15-дневный срок со дня поступления в иной государственный орган, орган местного самоуправления и должностному лицу, если в этих документах и материалах не содержатся сведения, охраняемые законом (банковская тайна, тайна усыновления, врачебная тайна, тайна следствия и т.д.- Перечень НА, относящих сведения к категории ограниченного доступа).
По результатам рассмотрения письменного обращения руководитель или специально уполномоченное должностное лицо направляет гражданину письменный ответ по существу поставленных вопросов по почтовому адресу, указанному в обращении.
Ч. 4. Кроме того, на обращение по вопросу, касающемуся интересов неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен на официальном сайте органа в сети «Интернет». При этом соблюдаются требования ч.2. ст.6 Закона.
(часть 4 в новой ред. ФЗ 27.11.2017 N 355-ФЗ).
Что же касается обращения, поступившего в форме электронного документа, то по результатам его рассмотрения ответ направляется по адресу электронной почты.
В соответствии с требованием Закона (его статьи 12) письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения продлевается на срок не более 30 дней правомочным должностным лицом, о чем уведомляет гражданина, направившего письменное обращение.
Возможно, оставление письменного обращения без ответа по существу.
Согласно ст. 11 Закона
(Ч.3) ответ не дается на обращение, если в нем содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членам его семьи. В такой ситуации автору сообщается о недопустимости злоупотребления правом на обращение;
(Ч.1) если в письменном обращении не указаны фамилия заявителя, или почтовый адрес, по которому направляется письменный ответ;
если в обращении речь идет о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении. Такое обращение направляется в компетентный орган.
(К примеру, в обращении содержатся сведения о совершенной краже личного имущества гражданина. Такое обращение необходимо направить в органы МВД для организации проверки в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ.);
(Ч.4) если текст письменного обращения не поддается прочтению. Гражданину направляется в 7-дневный срок сообщение о нечитаемости текста..
(Ч.4.1.) В случае, если в письменном обращении не указана суть вопроса, ответ на обращение не дается, и оно не направляется по назначению, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения уведомляется заявитель (поправка ФЗ 27.11.2017 N 355-ФЗ);
(Ч. 2.) если в обращении обжалуется судебное решение, то оно в 7-дневный срок возвращается гражданину с разъяснением норм процессуального права, регламентирующих порядок его обжалования.
(Ч.5.) Государственный орган, орган местного самоуправления и их должностные лица могут прекратить переписку с гражданином, если ранее доводы жалобы неоднократно проверялись и на них были даны исчерпывающие письменные ответы правомочным должностным лицом, о чем сообщается заявителю.
Ответ по существу обращения не дается, если невозможно это сделать без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, о чем сообщается заявителю.
(Ч.5.1). В случае поступления в орган или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на официальном сайте органа в сети Интернет, заявителю в 7 дн. срок дня регистрации обращения сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.
(ч.5.1.поправка ФЗ от 27.11.2017 N 355-ФЗ).
В том случае, если гражданин устранить причины, по которым его письменное обращение оставлено без рассмотрения по существу, он вправе вновь обратиться в орган или должностному лицу.
В Законе закреплены положения, касающиеся гарантий безопасности гражданина в связи с его обращением.
Так, Закон запрещает преследование гражданина за его обращение с критикой работы органов и их должностных лиц и в целях восстановления своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц. Закон не допускает разглашение сведений, содержащихся в обращении гражданина, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Представляется, что согласие должно быть получено в письменной форме.
Следует отметить, направление письменного обращения гражданина по принадлежности законодатель не квалифицирует как разглашение обозначенных сведений.
Завершая свое выступление, стоит отметить, что гражданин должен добросовестно пользоваться предоставленным ему Законом правом на обращение. Отстаивая свои права в соответствующих инстанциях, он обязан уважать права и свободы сограждан. В случае злоупотреблением правом на обращение по решению суда с него могут быть взысканы расходы, понесенные органом и его должностными лицами при рассмотрении обращения.
Также гражданин вправе требовать через суд возмещения морального и материального вреда, причиненного ему в этой сфере отношений нерадивым должностным лицом. В целях обеспечения соблюдения порядка рассмотрения обращений законодатель предусмотрел ответственность компетентных должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления за нарушение положений Закона.
Так, виновное должностное лицо (руководитель) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, и иных организаций, осуществляющих публично значимые функции за нарушение Закона по требованию прокурора могут быть привлечены к ответственности по статье 5.59.КоАП РФ в виде административного штрафа в размере в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей. Дела этой категории в соответствии со статьей 23.1. КоАП РФ рассматривают мировые судья.
«Об ограничениях на территории Республики Ингушетия продажи безалкогольных тонизирующих напитков и бестабачных курительных изделий несовершеннолетним, предусмотренных законом Республики Ингушетия «О дополнительных мерах по защите здоровья, физического, духовного и нравственного развития детей в Республике Ингушетия»
Законом Республики Ингушетия от 17 ноября 2009 года № 52-РЗ «О дополнительных мерах по защите здоровья, физического, духовного и нравственного развития детей в Республике Ингушетия» в редакции от 30.06.2014 № 37-РЗ введено ограничение на продажу безалкогольных тонизирующих напитков несовершеннолетним и в определенных местах, а именно: в детских, образовательных и медицинских организациях, в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в местах проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и молодежи (ст. 5).
В настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий деятельность по обороту безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе безалкогольных энергетических напитков. Определение данного напитка содержится в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №880.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 года №476-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52844-2007 «Напитки безалкогольные тонизирующие. Общие технические условия».
Из положений указанного ГОСТа следует, что тонизирующие напитки представляют опасность для здоровья, т.к. в ГОСТе указывается на необходимость дачи производителями потребителям тонизирующих и энергетических напитков рекомендаций по ограничению суточного потребления (в упаковочных единицах) в соответствии с содержанием биологически активных веществ в потребительской упаковке и значениями верхних допустимых уровней суточного потребления.
Законом Республики Ингушетия от 07.12.2010 № 60-РЗ «Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия» (далее – республиканский закон) установлена административная ответственность за несоблюдение, установленных Законом Республики Ингушетия «О дополнительных мерах по защите здоровья, физического, духовного и нравственного развития детей в Республике Ингушетия», требований к обеспечению мер по предупреждению причинения вреда здоровью и влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 3).
Кроме того, 28 июня 2018 года Народным Собранием Республики Ингушетия в третьем окончательном чтении принят закон «О внесении изменений в часть 2 статьи 5 Закона Республики Ингушетия «О дополнительных мерах по защите здоровья, физического, духовного и нравственного развития детей в Республике Ингушетия», устанавливающий на территории Республики Ингушетия ограничения розничной продажи бестабачных курительных изделий.
В настоящее время активизировалось использование различных электронных систем доставки никотина или продуктов, не являющихся никотином, в которых вместо сжигания или использования табачного листа происходит испарение раствора для его последующего вдыхания пользователем. Особенно широкое распространение использования устройств, имитирующих курение табака, получило среди несовершеннолетних.
Вместе с тем, курение бестабачных курительных изделий может способствовать формированию пристрастий к табакокурению у несовершеннолетних и выработке других вредных привычек, наносящих определенный вред здоровью подростков, так как используемые в указанных устройствах вещества при нагревании становятся токсичными.
В данном республиканском законе даны понятия: бестабачные курительные изделия — курительные изделия без табака (никотина), в том числе бестабачные курительные смеси, курительные камни и сиропы и их аналоги; устройства, имитирующие курение табака, — электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином, кальяны, в том числе электронные пароиспарительные изделия, и иные устройства, имитирующие курение табака; электронные пароиспарительные изделия — изделия, содержащие батарею или аккумулятор, испаритель или парогенератор и картридж для жидкости для парения; бестабачные курительные смеси — бестабачные курительные изделия, представляющие собой безникотиновые курительные смеси, фруктовые курительные коктейли и их аналоги, изготовленные на основе натуральных пищевых волокон, без добавления листьев табака и иных компонентов табака, содержащие ряд пищевых продуктов природного происхождения (мед, патока, мякоть свеклы, сердцевина тростника и другое), пропитываемые спиртом (глицерином), а также консервантами и натуральными (искусственными) ароматизаторами; курительные камни — бестабачные курительные изделия, представляющие собой безникотиновые пористые продукты минерального происхождения, способные впитывать в себя ароматический сироп — вязкую маслянистую жидкость на основе глицерина, растительных экстрактов, растворителей и ароматизаторов; курительные сиропы — бестабачные курительные изделия, представляющие собой безникотиновые вязкие маслянистые жидкости на основе глицерина, растительных экстрактов, растворителей и ароматизаторов.
Несоблюдение указанных ограничений также подпадает под административную ответственность, установленную Законом Республики Ингушетия от 07.12.2010 № 60-РЗ «Об административной ответственности за совершение отдельных правонарушений на территории Республики Ингушетия».