Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 21-ФЗ внесены изменения в законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
Согласно требованиям указанного закона в новой редакции запрещено строительство капитальных спортивных объектов, а также связанные с ними объекты инженерной и транспортной инфраструктур, размещать скотомогильники и свалки в национальных парках.
Наряду с этим, граждане и организации вправе арендовать участки в национальных парках под рекреационную деятельность. Однако они будут обязаны ежегодно проводить мероприятия по предотвращению вреда окружающей среде. Перечень мероприятий утверждается органом, в ведении которого находятся национальные парки.
Кроме того расширены полномочия государственных инспекторов: им разрешается хранить и применять в качестве служебного гражданское оружие самообороны и охотничье огнестрельное оружие.
Заместитель начальника отдела
правовой статистики Тангиев М.Ю.
О применении необходимой обороны
Необходимая оборона является обстоятельством вынужденного правомерного причинения вреда.
Критерии применения необходимой обороны регламентированы ст. 37 УК РФ.
— не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия;
— защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства;
— не является превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
Превышение пределов необходимой обороны есть явное несоответствие совершенного деяния характеру и опасности посягательства.
Несоответствие может определяться различными обстоятельствами (имелось неравное количество нападающих и защищающихся, несоответствие интенсивности нападения и интенсивности защиты, несоответствие средств нападения и защиты и др.).
Уголовная ответственность за причинение вреда наступает для обороняющегося лишь в случае превышения пределов необходимой обороны, когда будет установлено, что оборонявшийся прибегнул к защите такими способами и средствами, применение которых явно не вызывалось характером и опасностью посягательства, и без необходимости умышленно причинил посягавшему тяжкий вред здоровью или смерть. При этом оборонявшийся должен осознавать, что причиняет вред, который не был необходим для предотвращения или пресечения конкретного общественно опасного посягательства.
Согласно действующему законодательству максимальное наказание за убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны (ст. 108 УК Р) установлено до двух лет лишения свободы, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, до одного года лишения свободы.
Отдел по надзору за следствием, дознанием и
оперативно-розыскной деятельностью
Исп. Кочетова О.А.
Прокуратура Республики Ингушетия разъясняет: «Новые правила для публичных сервитутов: что учесть владельцам земельных участков».
1 сентября вступила в силу новая гл. V.7 ЗК РФ.
Органы власти вправе разрешить организации ЖКХ, связи или иному лицу использовать ваш участок на условиях публичного сервитута для отдельных целей (далее — ПС), чтобы разместить:
объекты связи, электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;
стройматериалы, временные и вспомогательные сооружения, технику
для строительства и ремонта дорог.
Полный перечень оснований («отдельных целей») вы найдете в ст. 39.37 ЗК РФ.
Кого касаются изменения
По новым правилам ПС могут установить практически на любом земельном участке. Однако есть некоторые исключения.
Как установят ПС
В общих чертах механизм следующий.
1. Заинтересованное лицо подает в орган власти ходатайство (его форму установит Минэкономразвития).
2. Если оснований для возврата ходатайства нет, орган власти направляет в Росреестр запрос о правообладателях земельных участков, размещает различными способами сообщение о возможном установлении ПС.
3. Орган власти принимает решение об установлении ПС или отказывает в этом. В большинстве случаев на это отводится 45 дней.
4. Орган власти размещает решение на своем сайте и публикует его без приложений в официальном источнике публикации муниципальных правовых актов. Копию решения он направляет владельцу участка. На все это у органа власти пять рабочих дней с момента с принятия решения.
Кроме того, сведения о публичном сервитуте включаются в ЕГРН.
5. Обладатель ПС заключает с правообладателем земельного участка соглашение об осуществлении ПС.
Решение об установлении ПС можно обжаловать в суде в течение 30 дней с момента получения соглашения об установлении ПС.
Сколько заплатят за ПС и возместят ли убытки
За пользование участком на условиях ПС должны заплатить. Но есть несколько важных исключений, они предусмотрены как самим кодексом, так и законом о введении его в действие.
Размер платы, которая полагается компаниям и физлицам, определит оценщик. Отчет оценщика обладатель ПС пришлет вместе с соглашением об установлении ПС. Правообладатель может оспорить размер платы в суде.
Помимо платы за ПС владелец участка может требовать возместить убытки. Срок выполнения этого требования — 30 дней.
Как заключается соглашение о ПС
Обладатель ПС пришлет подписанный проект соглашения в двух экземплярах.
В кодексе четко указано, с какого момента правообладатель участка считается получившим проект.
Правообладатель может:
подписать и вернуть один экземпляр соглашения;
уведомить об отказе подписать соглашение;
предложить в течение 14 дней подписать соглашение на иных условиях.
Обладатель ПС должен отреагировать на это предложение в течение 10
дней.
Если в течение 30 дней с момента получения соглашение не заключено, а решение об установлении ПС не обжаловано, обладатель ПС:
вносит плату за ПС согласно проекту соглашения в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка;
вправе начать работы на земельном участке.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: «Критерии привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения»
Письмом Министерства труда и социальной защиты России от 13.11.2015 №18-2/10/П-7073 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» разработаны методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее — Письмо).
В частности, разъясняется, что ошибки в справке о доходах из-за допущенных государственным органом в выданных государственному служащему документах неточностей, не являются коррупционным проступком.
Кроме того, не образует коррупционного проступка и не влечёт применения взысканий:
— неисполнение обязанности вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, которые объективно препятствуют представлению сведений о доходах, расходах в установленный срок или получению документов, необходимых для достоверного и полного отражения данных сведений, соблюдению иного запрета или обязанности;
— заполнение служащим справки в ином, не общепринятом, орфографическом порядке, при котором сохраняется смысловое содержание данных в справке, либо когда заполнены разделы, графы справки, не подлежащие заполнению;
— представление служащим в установленный срок уточнённых и достоверных сведений о доходах и имуществе, при условии, что служащий самостоятельно обнаружил в представленных им справках не отраженные или не полностью отраженные сведения.
При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению (замечание, выговор, строгий выговор (для государственных служащих, замещающих должности военной и правоохранительной службы), предупреждение о неполном служебном (должностном) соответствии, увольнение с государственной (муниципальной) службы в связи с утратой доверия) должны учитываться следующие критерии:
— характер и тяжесть совершенного нарушения;
— обстоятельства, при которых совершено нарушение;
— соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
— предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.
При определении взыскания следует учитывать отягчающие и смягчающие обстоятельства совершения соответствующего нарушения требований законодательства о противодействии коррупции.
В приложениях к Письму приведены примерные перечни ситуаций, которые могут быть расценены как значительные проступки (влекущие увольнение государственного (муниципального) служащего в связи с утратой доверия), малозначительные проступки, несущественные проступки.
Федеральным законом от 03.08.2018 №315-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях обеспечения участия представителей работников в заседаниях коллегиального органа управления организации» установлен срок давности для применения дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения.
Согласно дополнениям, внесенным в часть четвертую статьи 193 Трудового кодекса РФ, дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством РФ о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. Время производства по уголовному делу, как и ранее, в указанные сроки не включается.
Старший помощник прокурора Арчаков А.А.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: «Административная ответственность грозит гражданам за заведомо ложный вызов скорой медицинской службы»
Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Во исполнение данной нормы Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Так статьей 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что отказ в оказании медицинской помощи не допускается.
Вместе с тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб, в том числе за ложный вызов скорой медицинской службы.
Данная норма направлена на обеспечение деятельности специализированных служб по охране жизни и здоровья граждан, борьбе с правонарушениями, охране собственности. Ложные вызовы специализированных служб фактически препятствуют их работе, связанной с принятием экстренных мер по спасению жизни и здоровья граждан, их имущества, любой формы собственности, борьбой с административными правонарушениями и преступлениями.
Под заведомо ложным вызовом следует понимать умышленные действия лица, который осознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, а именно являются ложными, и желает ими ввести в заблуждение соответствующие государственные органы, препятствуя, таким образом их работе.
За совершение заведомо ложного вызова специализированных служб на гражданина может быть наложен административный штраф в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: «Меры государственной защиты участников уголовного судопроизводства основания и порядок применения»
В свете положений Конституции Российской Федерации, современное уголовнопроцессуальное законодательство характеризуется усиленным вниманием к личности, ее правам и свободам. Назначение уголовного судопроизводства как в мировом, так и в российском масштабе рассматривается с позиции защиты личности от преступных посягательств. Российское законодательство, регламентируя порядок осуществления уголовного судопроизводства, требует повышенного внимания от правоохранительных органов к обеспечению правовой защиты и отстаивания интересов как пострадавших от преступления, так и виновных в нем.
Меры безопасности, применяемые к участникам уголовного судопроизводства разделяются на предусмотренные уголовно-процессуальным законом (проведение следственных действий с сохранением в тайне данных о личности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; проведение опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым; проведение закрытого судебного разбирательства; проведение в суде допроса без оглашения подлинных данных о личности и в условиях, исключающих визуальное наблюдение потерпевшего другими участниками судебного разбирательства) и предусмотренные иным законодательством, в первую очередь Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
В соответствии с указанным федеральным законом государственной защите подлежат потерпевший; свидетель; частный обвинитель; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя. Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
Кроме того, государственной защите подлежат и родственники указанных лиц, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на участников уголовного судопроизводства.
Российским законодательством предусмотрен достаточно широкий перечень мер безопасности, применяемых к участникам уголовного судопроизводства, начиная с обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице и заканчивая переселением на другое место жительства, сменой работы (учебы) и даже изменением внешности (исчерпывающий список таких мер приведен в ст.6 Закона о государственной защите).
Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, письменного заявления близких родственников, родственников или близких лиц защищаемого лица, находящегося в беспомощном состоянии, или с их согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних лиц — на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.
Суд, начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, получив от участника уголовного судопроизводства, заявление (сообщение) о необходимости применения мер государственной защиты в связи с угрозой его безопасности, а также с угрозой уничтожения или повреждения его имущества, обязан совместно с органом, осуществляющим меры безопасности, проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении указанного лица либо об отказе в их применении.
О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности (например, в соответствующее подразделение МВД РФ или ФСБ РФ), для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).
Соответствующий орган избирает необходимые меры безопасности и определяет способы их применения. При этом для избрания мер безопасности орган, их осуществляющий, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при ее применении.
Меры безопасности отменяются, если устранены основания для их применения, если защищаемое лицо отказывается от заключения указанного выше договора, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно.
Отмена мер безопасности допускается, только по постановлению (определению) органа, принявшего решение об осуществлении государственной защиты, либо по постановлению (определению) органа, в производстве которого находится уголовное дело с неотмененным постановлением (определением) об осуществлении государственной защиты.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: «Вандализм, его сущность и ответственность»
В соответствии действующим законодательством объектом вандализма является общественная безопасность и общественный порядок.
При этом под общественным порядком понимается общественные отношения, обеспечивающие общественное спокойствие, нормальные условия труда, отдыха и быта граждан, нравственные устои членов общества, нормальное взаимодействие людей в публичной сфере.
Дополнительными объектами вандализма также являются общественная нравственность, осквернение зданий или иных сооружений, при порче имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Дополнительными факультативными объектами вандализма, могут быть честь и достоинство личности, а также деловая репутация физических либо юридических лиц.
Предметом вандализма, совершаемого в форме порчи, является любое имущество на общественном транспорте или в иных общественных местах, не обладающее культурной либо исторической ценностью.
Под порчей имущества понимается приведение имущества в непригодное (полностью или частично) состояние путем его повреждения, разрушения или уничтожения.
Предметом осквернения могут быть любые здания и сооружения, включая памятники истории, культуры и архитектуры, кроме надмогильных сооружений и кладбищенских зданий, а также скульптурных, архитектурных сооружений, посвященных борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, осквернение которых образует состав преступления, предусмотренного ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).
Стоит отметить, что под осквернением зданий или иных сооружений состоит в придании им либо их отдельным частям обезображенного, неприличного вида или состояния, оскорбляющего общественную нравственность, заметно снижающего эстетические свойства зданий или иных сооружений в местах, доступных для обозрения либо посещения широким кругом лиц, выражающееся в изменении их внешнего и внутреннего вида путем размещения на них нецензурных надписей, циничных, непристойных, оскорбляющих общественную нравственность рисунков и иных изображений, нарушающих общий вид этих зданий или сооружений и причиняющих существенный ущерб их эстетическим качествам.
При этом, осквернение не приводит к нарушению целостности зданий или иных сооружений, к их разрушению или уничтожению, но может привести к их незначительному поверхностному повреждению, устраняемому без значительных затрат.
Под общественным местом понимается пространство, территория, выделенная для общественного пользования, любое место, свободное для доступа и обзора широкому кругу лиц.
Не являются общественным местом частные дома и отдельные квартиры, приусадебные участки и дачи, естественные природные участки.
Потерпевшими от вандализма, совершенного в форме осквернения зданий или иных сооружений, могут быть признаны физические лица, нравственные, религиозные, национальные чувства которых были оскорблены актом вандализма, а также физические лица, чести и достоинству или деловой репутации которых был причинен вред этим актом. Потерпевшими от вандализма в данной форме могут быть и юридические лица, деловой репутации которых актом вандализма был причинен вред.
Субъектом вандализма может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее, согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ, 14-летнего возраста.
Уголовная ответственность за вандализм предусмотрена статьей 214 УК РФ. При этом указанная статья уголовного кодекса разделена на две части, вторая из которых предусматривает специальные квалифицирующие виды вандализма и соответственно более тяжкое наказание.
Так, ч. 1 ст. 214 УК РФ — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Часть 2 ст. 214 УК РФ, предусматривает уголовную ответственность за вандализм, совершенный группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: «Что делать, если пропустил срок на принятие наследства»
В соответствии с положениями главы 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В случае, если гражданин пропустил установленный законом срок на принятие наследства, он может быть восстановлен судом, но только лишь, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства, либо при наличии иных уважительных причин пропуска, закрепленного в ГК РФ срока.
Так, к уважительным причинам пропуска срока могут относиться обстоятельства, связанные с личностью лица, если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом (например, тяжелая болезнь).
Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание норм действующего законодательства о сроках и порядке принятия наследства.
Кроме того, обязательным условием восстановления срока является обращение наследника в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В случае не обращения в суд с требованием о восстановлении срока в указанный период, наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: «Особенности возбуждения уголовных дел о телефонном (компьютерном) мошенничестве»
Основной проблемой принятия процессуальных решений по фактам совершения телефонного или компьютерного мошенничества является трудность определения места совершения преступления, а следовательно — установления подследственности с учетом территориальности органа внутренних дел.
Эти трудности обусловлены необходимостью осуществления проверки для принятия решения о возбуждении уголовного дела, которая может затянуться на месяцы и годы при неоднократном направлении доследственных материалов по подследственности из территориального органа внутренних дел одного субъекта РФ в территориальный орган другого субъекта. Указанные обстоятельства приводят к утрате следов совершенного преступления, уменьшению возможностей своевременного раскрытия преступления, к необоснованному нарушению разумных сроков уголовного судопроизводства и прав лиц, потерпевших от преступления.
По каждому заявлению гражданина о факте неправомерных списаний денежных средств посредством телефонного или компьютерного мошенничества проводится проверка в срок, предусмотренный ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), от 3 до 30 суток. При наличии в деянии признаков преступления решается вопрос о возбуждении уголовного дела территориальным органом, принявшим заявление. При установлении в ходе расследования точного места совершения преступления за пределами подведомственной территории (после производства неотложных следственных действий) уголовное дело направляется по подследственности (но не материалы доследственной проверки) в порядке, установленном ст. 152 УПК РФ.
Данные, законодательно закрепленные, правила необходимы для обеспечения прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, поскольку является гарантом соблюдения разумных сроков уголовного судопроизводства (ст. 6.1 УПК РФ) и конституционных прав граждан на судебную защиту закрепленных в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации.
Каждому гражданину, в случае, если ему становится известно о направлении материала доследственной проверки по его заявлению о телефонном или компьютерном мошенничестве в территориальный орган внутренних дел другого субъекта Российской Федерации, следует обратиться в органы Прокуратуры Российской Федерации с соответствующим заявлением.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура Джейрахского района разъясняет: Порядок извещения о несчастном случае
Статьей 228 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) на работодателя возложена обязанность об извещении о несчастном случае, порядок которого определен статьей 228.1 ТК РФ.
В соответствии с данным порядком работодатель (его представитель) при групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в государственную инспекцию труда в Тюменской области; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай; в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, если несчастный случай произошел в организации или на объекте, подконтрольных этому органу; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.
Прокуратура Джейрахского района разъясняет:Установлен срок хранения сообщений в сети Интернет
Призыву на военную службу подлежат не пребывающие в запасе граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие либо обязанные состоять на воинском учете (пп. «а» п. 1 ст. 22 Закона № 53-ФЗ; п. 14 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Оповещение граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 Закона № 53-ФЗ).
От призыва освобождаются граждане (п. 1 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):
1) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
2) проходящие или прошедшие военную службу в РФ или альтернативную гражданскую службу;
3) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.
Кроме того, право на освобождение от призыва есть у граждан, имеющих ученую степень, а также у сыновей и родных братьев лиц, проходивших военную службу по призыву или военные сборы, которые погибли (умерли) в этот период в связи с исполнением ими обязанностей военной службы либо от полученного при исполнении данных обязанностей увечья или заболевания после увольнения с военной службы (отчисления или окончания военных сборов) (п. 2 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
К числу граждан, не подлежащих призыву на военную службу, относятся (п. 3 ст. 23 Закона № 53-ФЗ):
1) отбывающие наказание в виде обязательных или исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
3) граждане, в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Также не подлежат воинскому учету и, соответственно, призыву граждане, признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, и граждане, постоянно проживающие за пределами РФ (абз. 6 п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 23 Закона № 53-ФЗ).
Прокуратура Джейрахского района разъясняет: Новая ответственность за незаконные азартные игры и лотереи
Частью 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ предусмотрен административный штраф для юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей (ранее его размер составлял от семисот тысяч до одного миллиона рублей). Как и прежде, санкция предполагает одновременную конфискацию игрового оборудования.
В новой части 1.1 указанной статьи установлен аналогичный размер штрафа за предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр.
А вот в случае повторного совершения указанного правонарушения придется заплатить уже не менее одного миллиона пятисот тысяч рублей. При этом максимальный размер штрафа, который может грозить юридическому лицу, равен двум миллионам. Такая ответственность предусмотрена новой частью 1.2 статьи 14.1.1 КоАП РФ.
В данной статье появилась и новая часть 5, устанавливающая штрафы за нахождение лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, в игорном заведении либо привлечение организатором азартной игры таких лиц к работе в игорном заведении. За подобное правонарушение должностному лицу может быть назначен штраф от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, а юридическому – от трехсот до пятисот тысяч рублей.
Этим же Федеральным законом увеличены штрафы за нарушение законодательства о лотереях. В частности, за несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи (часть 2 статьи 14.27 КоАП РФ), за отказ в выплате, передаче или предоставлении выигрыша, а также нарушение порядка и (или) сроков выплаты, передачи или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи (часть 3 статьи 14.27 КоАП РФ), и др.
Помимо этого, статья 14.27 КоАП РФ дополнена двумя новыми частями, которыми установлена административная ответственность за нарушение требований к местам распространения лотерейных билетов или электронных лотерейных билетов либо установки лотерейных терминалов (часть 5), а также за распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, прием лотерейных ставок от таких лиц, выплату, передачу или предоставление им выигрышей (часть 6) .
Новшества в сфере усиления ответственности за незаконные азартные игры коснулись и Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, Федеральным законом от 29.07.2018 № 227-ФЗ внесены изменения в статью 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр».
В частности, введена уголовная ответственность за организацию и проведение без лицензии азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, а также за систематическое предоставление помещений для незаконных организации и проведения азартных игр.
Важно, что в соответствии с примечанием к статье под систематическим предоставлением помещений понимается их предоставление более двух раз.
Оба федеральных закона вступили в силу 10 августа 2018 года.
31 августа
Прокуратура разъясняет: Проекты нормативных правовых актов подлежат оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
Федеральным законом от 04.06.2018 № 145-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ-145) дополнен пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее ФЗ-172) новым принципом организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Одним из названных в статье 2 ФЗ-145 пяти принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), не содержащим указание на проекты нормативных правовых актов, является оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
Однако все принимаемые и действующие нормативные правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости (взаимосвязи) друг от друга. Игнорирование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование целостного нормативного правового акта, доступного, понятного для граждан, должностных лиц и специалистов.
В этой связи настоящим ФЗ-145 в пункт 2 статьи 2 ФЗ_172 внесено дополнение, согласно которому оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит и проект нормативного правового акта.
31 августа
Прокуратура разъясняет: Вступают в силу изменения в Федеральный закон «О почтовой связи».
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
Статьей 1 Федеральный закон от 04.06.2018 N 139-ФЗ (далее ФЗ-139) «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее ФЗ-176) внесены изменения в часть 3 статьи 4 ФЗ-176, дополнив ее после слов «судебных извещений» словами, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях,».
Статьей 2 ФЗ-139 предусмотрено, что изменения вступаю в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования то есть с 03.09.2018.
На 3 сентября :
Прокуратура разъясняет: Минтруд России наделен полномочиями по установлению порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид»
Пунктом 5.2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации утвержденных Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 определены его полномочия по самостоятельному принятию нормативно-правовых актов.
Постановлением Правительства РФ от 04.06.2018 № 645 внесены изменения в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610.
В соответствии вышеназванным постановлением Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации дополнительно наделен правом по принятию нового порядка выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования.
Реализация нового полномочия будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников Минтруда России, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтруду России в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Прокуратура разъясняет: Утверждены правила охраны труда при выполнении окрасочных работ
Приказом Минтруда России от 07.03.2018 N 127н утверждены Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ которое зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2018 № 51323.
Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов и выполнении работ по подготовке окрасочных материалов и поверхностей под окраску, нанесению лакокрасочных материалов и порошковых полимерных красок, сушке и обработке поверхностей лакокрасочных покрытий
Требования обязательны для исполнения работодателями — юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями при организации и осуществлении окрасочных работ. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.
На основе данных правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении окрасочных работ, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования, то есть с 09.09.2018 года.
Отдел по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Ингушетия
Прокуратура разъясняет: Обязанность и право суда приостановить производство по делу в гражданском судопроизводстве
Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации предусмотрены условия, при которых суд обязан либо вправе приостановить производство по гражданскому делу (статьи 215, 216 ГПК РФ).
Суд обязан приостановить производство по делу в случае:
смерти гражданина, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, если спорное правоотношение допускает правопреемство;
признания стороны недееспособной или отсутствия законного представителя у лица, признанного недееспособным;
участия ответчика в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов или просьбы истца, участвующего в боевых действиях либо в выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, а также в условиях военных конфликтов;
невозможности рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в гражданском, административном или уголовном производстве, а также дела об административном правонарушении;
обращения суда в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции Российской Федерации;
поступления по делу, связанному со спором о ребенке, копии определения суда о принятии к производству поданного на основании международного договора Российской Федерации заявления о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа, если ребенок не достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.
Суд может по заявлению лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе приостановить производство по делу в случае:
нахождения стороны в лечебном учреждении;
розыска ответчика и (или) ребенка;
назначения судом экспертизы;
назначения органом опеки и попечительства обследования условий жизни усыновителей по делу об усыновлении (удочерении) и другим делам, затрагивающим права и законные интересы детей;
направления судом судебного поручения в соответствии со статьей 62 настоящего Кодекса;
реорганизации юридического лица, являющегося стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями.
На определение суда о приостановлении производства по делу может быть подана частная жалоба.
Производство по делу возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, на основании заявления лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. При возобновлении производства суд извещает об этом лиц, участвующих в деле.
Приостановление работы в случае задержки выплаты заработной платы
Частью 2 статьи 142 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
При этом недопустимо приостановление работы:
— в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
— в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
— государственными служащими;
— в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
— работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте.
На период приостановления работы за работником сохраняется средний заработок.
Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
По смыслу ст. 142 ТК РФ выплата части задержанных денежных средств не прерывает период приостановления работы и не является основанием для ее возобновления. Работник при этом не обязан вновь извещать работодателя о приостановлении работы.
Обязанность работника приступить к работе возникает после полного устранения нарушения его прав, т.е. после выплаты задержанной заработной платы. Юридически значимым обстоятельством является фактическая готовность и возможность работодателя погасить всю имеющуюся задолженность.
Старший помощник прокурора
республики по кадрам В.А.Бочкарев
Заключение трудового договора с работодателем – физическим лицом и субъектами малого предпринимательства, отнесенными к микропредприятиям.
В соответствии со ст.62, 67 Трудового кодекса Российской Федерации обязанность по оформлению трудовых отношений лежит на работодателе. Это распространяется на всех работодателей, в том числе и на работодателей – физических лиц (статья 303 Трудового кодекса РФ), а также субъектов малого предпринимательства, отнесенных к микропредприятиям.
При этом работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений такой субъект малого предпринимательства должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.
Зачастую такие работодатели, в целях избежания лишних затрат и предоставления работнику прав, установленных трудовым законодательством, заключают гражданско-правовые договоры возмездного оказания услуг либо вообще не оформляют трудовые отношения в письменной форме.
Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации №15 от 29.05.2018 даны разъяснения, каким образом судам следует устанавливать наличие фактических трудовых отношений.
К доказательствам трудовых отношений, в частности, могут быть отнесены письменные доказательства (например, оформленный пропуск на территорию работодателя; журнал регистрации прихода-ухода работников на работу; документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на работника обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника; расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника; документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте; документы по охране труда, как то: журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда), свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие.
Неоформление работодателем или его уполномоченным представителем, фактически допустившими работника к работе, в письменной форме трудового договора вопреки намерению работника оформить трудовой договор, может быть расценено судом как злоупотребление со стороны работодателя правом на заключение трудового договора (статья 22 ТК РФ).
При этом суд разъяснил, что при разрешении споров работников, с которыми не оформлен трудовой договор в письменной форме, судам необходимо иметь в виду, что, если такой работник приступил к работе и выполняет ее с ведома или по поручению работодателя или его представителя и в интересах работодателя, под его контролем и управлением, наличие трудового правоотношения презюмируется и трудовой договор считается заключенным. Доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить работодатель.
Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими у работодателя — физического лица или в микропредприятии, суд вправе определить ее размер исходя из обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения — исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Также Верховный суд Российской Федерации разъяснил основные критерии отличия трудового договора от гражданско-правовых договоров.
Так, например, от договора возмездного оказания услуг трудовой договор отличается предметом договора, в соответствии с которым исполнителем (работником) выполняется не какая-то конкретная разовая работа, а определенные трудовые функции, входящие в обязанности физического лица — работника, при этом важен сам процесс исполнения им этой трудовой функции, а не оказанная услуга. Также по договору возмездного оказания услуг исполнитель сохраняет положение самостоятельного хозяйствующего субъекта, в то время как по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу по определенной трудовой функции (специальности, квалификации, должности), включается в состав персонала работодателя, подчиняется установленному режиму труда и работает под контролем и руководством работодателя; исполнитель по договору возмездного оказания услуг работает на свой риск, а лицо, работающее по трудовому договору, не несет риска, связанного с осуществлением своего труда.
Если между сторонами заключен гражданско-правовой договор, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части четвертой статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Старший помощник прокурора
республики по кадрам В.А.Бочкарев