Ежегодно 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В 2014 году на Политической конференции в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Подпись под этим новым международным документом поставили представители более 100 государств мира.
Россия в числе первых стран подписала Конвенцию 9 декабря и ратифицировала ее в 2006 году. Согласно документу, подписавшие его государства обязуются внести в национальные законодательства изменения и дополнения, в которых взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов должны быть объявлены уголовными преступлениями.
Кроме того, страны — участники конвенции обязуются координировать свои действия с целью борьбы с коррупцией, которая приобрела трансконтинентальные масштабы.
С целью реализации положений ст. 36 Конвенции ООН против коррупции, а также с учетом того, что проявления коррупции могут наблюдаться в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, в августе 2007 года в Генеральной прокуратуре Российской Федерации создано специализированное подразделение по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Сегодня коррупционные проявления, которыми поражены многие сферы, вызывают особую тревогу в обществе, поэтому органы прокуратуры отводят приоритетную роль антикоррупционным процессам. Работа ведомства в данном направлении осуществляется на плановой и системной основе, что позволяет проводить конкретные надзорные мероприятия в областях, наиболее подверженных коррупционным рискам.
Очевидно, что для противодействия коррупции необходима комплексная система действий со стороны государства, обеспечивающая согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.
Поэтому в текущем году основные усилия прокуратуры Назрановского района были направлены на повышение эффективности межведомственного взаимодействия, усиление надзора за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, выявление коррупционных правонарушений в сфере государственной, муниципальной службы.
Так, в соответствии с организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и прокурора Республики Ингушетия прокуратурой Назрановского района осуществляется постоянный надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции.
В ходе проводившихся за истекший период 2018 года надзорных мероприятий охватывались вопросы состояния законности в системе государственной и муниципальной службы. Особое внимание уделялось выявлению и пресечению нарушений, связанных с соблюдением законодательства о государственной собственности, незаконным использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
В прокуратуре Назрановского района созданы и действуют межведомственные рабочие группы по вопросу соблюдения законодательства о государственной, муниципальной службе и борьбы с коррупцией, а также для взаимодействия с представительными и исполнительными органами местного самоуправления Назрановского муниципального района в области нормотворчества, в состав которых входят работники прокуратуры района, представители правоохранительных органов и органов местного самоуправления.
За истекший период в прокуратуре района проведено 3 межведомственных и 2 координационных совещания, на которых обсуждались вопросы планирования и реализации совместных мероприятий, в том числе по профилактике и пресечению коррупций и по просвещению нормотворчества.
В 2018 году прокуратурой района усилена работа по совершенствованию взаимодействия с органами местного самоуправления в целях обеспечения единого правового пространства, укрепления законности и правопорядка, противодействия правонарушениям и преступности на территории Назрановского муниципального района.
Также, оказывалась помощь муниципальным образованиям по вопросу повышения уровня правовой подготовки муниципальных служащих и совершенствования деятельности по подготовке муниципальных правовых актов, а также регулярно изучаются изменения, принимаемые в федеральном законодательстве по вопросам местного самоуправления.
Для исключения принятия нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству, активизирована работа по участию в нормотворческом процессе органов местного самоуправления, проводится на постоянной основе мониторинг нормативных правовых актов в различных сферах правоотношений, принятых органами местного самоуправления, с целью выявления неурегулированных вопросов, используется опыт других муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо в муниципальных образованиях.
Проведенные в текущем году проверки показали, что органами местного самоуправления принимаются определенные меры к реализации антикоррупционной политики, в т.ч. в сфере государственной и муниципальной службы. При этом активная реализация прокуратурой района правозащитной функции способствовала укреплению состояния законности в указанной сфере.
За истекший период 2018 года прокуратурой Назрановского района выявлено 211 нарушений закона в указанной сфере (АППГ — 160), внесено 36 представлений (АППГ — 25), которые рассмотрены и удовлетворены, к дисциплинарной ответственности привлечено 66 должностных лиц (АППГ-25), принесено 51 протеста (АППГ-24), объявлено 20 предостережений о недопустимости нарушений закона (АППГ-20), в следственные органы в порядке ст. 37 УПК РФ направлено 5 материалов проверки (АППГ- 0).
Например, в органах местного самоуправления Назрановского муниципального района в анализируемом периоде проведена проверка соблюдения антикоррупционного законодательства депутатами органов местного самоуправления Назрановского муниципального района в части предоставления ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Установлено, что в нарушение п.3.1 ст.12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти, ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и других федеральных законов, 57 депутатов в установленный законом срок до 01.04.2018 не представили в администрацию Главы Республики Ингушетия сведения о своих доходах, а также сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей полученных за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2017 года, в том числе:11 депутатов Яндырского сельского Совета Назрановского муниципального района, 10 депутатов Экажевского сельского Совета Назрановского муниципального района; 10 депутатов Сурхахинкого сельского Совета Назрановского муниципального района; 7 депутатов Али – Юртовского сельского Совета Назрановского муниципального района; 5 депутатов Кантышевского сельского Совета Назрановского муниципального района; 11 депутатов Барсукинского сельского Совета Назрановского муниципального района; 3 депутата Долаковского сельского Совета Назрановского муниципального района.
Вышеуказанные нарушения свидетельствовали о ненадлежащем исполнении указанными депутатами законодательства о противодействии коррупции, выразившимся в непредставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
По результатам проверки прокуратурой района в адрес председателей Советов местного самоуправления указанных поселений внесено 7 представлений об устранении нарушений действующего законодательства с рассмотрением вопросов о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов, которые рассмотрены и удовлетворены.
По результатам рассмотрения представлений устранили нарушения действующего антикоррупционного законодательства 52 депутата.
Решениями представительных органов местного самоуправления сельских поселений Кантышево, Экажево, Барсуки, Яндаре, Сурхахи, 5 депутатов были лишены полномочий за допущенные нарушения антикоррупционного законодательства.
Противодействие коррупции — это комплексная система, совместная деятельность всех государственных органов, институтов гражданского общества и граждан, в связи с чем, в целях максимально эффективного и оперативного вмешательства на факты коррупции прокуратура получает информацию из всех возможных источников: ведется мониторинг СМИ и сети «Интернет», осуществляется взаимодействие с общественными объединениями, работает телефон доверия.
При этом очень важным источником поступления информации о фактах коррупции были и остаются обращения граждан и юридических лиц, которые могут направить свои жалобы не только посредством почтовой связи, но и через специальный раздел на сайте прокуратуры Республики Ингушетия (http://procing.ru/), либо на электронную почту прокуратуры района nzr.raion-prok@mail.ru.
Помощник прокурора
Назрановского района А.М. Хашиев
ЛЕКЦИЯ НА ТЕМУ
«Меры по противодействию коррупции»
Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу национальной безопасности страны, главный тормоз на пути любых преобразований. Нельзя не отметить, что в последний период на фоне складывающейся общественно-политической и социально-экономической обстановки постоянно констатируются факты коррупции в различных сферах жизнедеятельности, которая снижает эффективность промышленной политики и побуждает частный бизнес действовать в теневом секторе, нарушая налоговое, административное и уголовное законодательство.
Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует развитию государственного управления, влечёт за собой дополнительные затраты в экономической сфере, а также и для населения. Став фактически одним из элементов функционирования государства, неотъемлемой составляющей его взаимоотношений с гражданами, коррупция породила чудовищные диспропорции в системе функционирования государственных институтов и прежде всего, в управлении. Вместе с тем, опасность негативной трансформации государственного управления, связанного с проявлениями коррупции, заключается также в том, что государственные служащие, помимо выполнения управленческих функций, несут большую социальную ответственность перед обществом, социальными группами, гражданами за выполнение стоящих задач.
Противоправное и безнравственное поведение чиновников не только подрывает авторитет власти, но и способствует снижению степени управляемости процессов, происходящих в обществе. Коррупция в органах государственной власти представляет социальную угрозу и в том, что она непосредственно или опосредованно влияет на общественные ценности, мораль и государственные устои, подрывая веру в справедливость и целесообразность принимаемых решений. По масштабам распространённости коррупции в государственных органах делаются выводы о вероятности политических, экономических, социальных рисков, а также об эффективности управления и степени развития гражданского общества.
Диапазон способов противодействия коррупции широк, тем более при помощи правовых мер: формирование антикоррупционного правосознания, создание и реализация законодательства, карающего коррупционные правонарушения, учреждение органов, ответственных за проведение антикоррупционной политики, конструирование антикоррупционного законодательства и др.
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
К правовым мерам противодействия коррупции следует отнести и антикоррупционную экспертизу, которая заключается в правовой оценке формы акта, его целей и задач, предмета правового регулирования, компетенции органа, принявшего акт, содержащихся в нем норм, порядка принятия, обнародования на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с критериями коррупциогенности. Рекомендуется также оценить соответствие акта федеральному законодательству и Конституции РФ.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится:
— прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации;
— федеральным органом исполнительной власти в области юстиции — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации;
— органами, организациями, их должностными лицами — в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
а) Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся:
— прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
— государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
— социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.
Именно, органы прокуратуры, опираясь на обширный прокурорский опыт и наработанную судебную практику по оспариванию нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, содержащих противоречащие федеральному законодательству нормы (а большая часть таковых оспаривается именно прокурорами), чутко реагируя на происходящие в обществе процессы, в ходе осуществления своих полномочий способны эффективно проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц.
б) Федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу:
— проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, — при проведении их правовой экспертизы;
— проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов — при проведении их правовой экспертизы;
— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований — при их государственной регистрации;
— нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации — при мониторинге их применения.
в) Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.
г) Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер, по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.
Антикоррупционная экспертиза, проводимая в рамках осуществления правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов, осуществляется в обязательном порядке уполномоченным на проведение юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов структурным подразделением соответствующего федерального органа исполнительной власти или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в рамках осуществления юридической экспертизы. Это даёт возможность устранить некоторые правовые лазейки, которые создают «законные» предпосылки для коррупционных преступлений. Такое положение относится не только к формулировкам «вправе» или «может», которые применяются при установлении компетенции органа власти для должностного лица в полной мере это можно отнести и к формулировкам норм права, которые начинаются со слова «участие».
Так, экспертиза на коррупциогенность проводится Министерством юстиции Российской Федерации при проведении юридической экспертизы проектов федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, при проведении правовой экспертизы проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, проектов официальных отзывов и заключений на проекты федеральных законов, проектов поправок к ним, а также при осуществлении государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.
Постановлением также предусматривается независимая экспертиза на коррупциогенность, которая проводится аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации юридическими лицами и физическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств. Положение об аккредитации независимых экспертов утверждается Министерством юстиции Российской Федерации. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти — разработчика проекта документа.
В отношении проектов документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
Антикоррупционные требования к государственным и муниципальным служащим
Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны:
— представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;
— о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
— порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В обязанность государственных и муниципальных служащих входит уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений:
— государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
— уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного или муниципального служащего;
— невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной (служебной) обязанности об уведомлении о случае коррупционного предложения, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем важным фактором противодействия коррупции в органах государственной власти и муниципального управления является формирование в федеральном государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих, которое имеет цель создание такой атмосферы в коллективе, при которой коррупционные действия сотрудников выглядели бы аномальным явлением, заслуживающим всяческого порицания. Это отвечает требованиям п. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Направления формирования в федеральном государственном органе нетерпимого отношения к коррупционному поведению гражданских служащих осуществляются:
— обеспечением личной примерности руководителя;
— правовым воспитанием государственных гражданских служащих;
— публичные осуждения лиц, совершивших проступки, связанных с коррупцией;
— Проведение публичных информационных мероприятий с участием представителей общественных организаций, средств массовой информации для обсуждения проблем и мер по противодействию коррупции, обобщения и распространения передового опыта антикоррупционного поведения в органах государственной власти.
К указанным мероприятиям можно отнести слушания, семинары, круглые столы, конференции.
«Возраст, по достижению которого наступает административная ответственность»
Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Лицо, совершившее административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, считается несовершеннолетним.
КоАП РФ устанавливает особые требования к лицам, совершившим административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет. Законодатель допускает возможность освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, при одновременном соблюдении следующих условий: учитываются конкретные обстоятельства дела; учитываются данные о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет.
При этом согласно ст. 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
Также КоАП РФ устанавливает особые требования к производству по делу об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних, в том числе:
— несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (ч. 4 ст. 25.1 КоАП РФ);
— защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, являющегося несовершеннолетним, осуществляют его законные представители (ст. 25.3 КоАП РФ). Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.
О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, извещается прокурор.
Подразделение по обеспечению участия прокуроров
в гражданском и арбитражном процессе.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Судимость — законное основание отказа в приеме на работу
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право выбирать род деятельности и профессию.
Вместе с тем, наличие судимости может являться препятствием для трудоустройства. Такие ограничения допускаются только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ) либо федеральными законами.
Например, в силу ст. 331 ТК РФ для данной категории лиц устанавливается запрет на осуществление педагогической деятельности, в соответствии со ст. 351.1 ТК РФ требованием об отсутствии судимости обременена работа с несовершеннолетними. Также подобные ограничения установлены соответствующими правовыми актами, регламентирующими деятельность правоохранительных и судебных органов (полиции, Следственного комитета, прокуратуры, Федеральной службы безопасности, судей и др.).
Только в том случае, если с кандидата на должность была снята судимость по реабилитирующим основаниям, ему не могут отказать в приеме на работу.
Согласно ст. 65 ТК РФ при трудоустройстве на должность, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускается рассматриваемая категория лиц, работодатель требует справку о наличии (отсутствии) судимости.
Сведения о судимости хранятся в ФКУ «ГИАЦ МВД России» и информационных центрах, которые обладают исключительной компетенцией по выдаче данного документа и осуществляют свою функцию на основании Административного регламента МВД, утвержденного приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования».
Указанная услуга предоставляется по заявлению лица (его представителя по доверенности), обратившегося за соответствующей информацией, и может быть оформлена по онлайн-заявке через Единый портал государственных услуг.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: О государственном контроле в сфере защиты прав потребителей
Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и включает в себя, в том числе организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, предписаний должностных лиц органа государственного надзора (Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 №412).
Согласно п. 6 названного Положения к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294 — ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).
В соответствии с требованиями подпункта «в» пункта 2 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей, граждан, права которых нарушены при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Таким образом, при нарушении прав потребителей необходимо сначала обратиться к юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) для разрешения вопроса о нарушенных правах. В случае если данное обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены можно обратиться в органы Роспотребнадзора для инициирования контрольных мероприятий по факту нарушения прав потребителей, при этом подтвердив факт обращения в адрес юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Малгобекская городская прокурор разъясняет: О взыскании судом в пользу потребителя штрафа по Закону о защите прав потребителей
Пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закреплено право потребителя на безопасное исполнение услуги для жизни и здоровья потребителя при обычных условиях ее использования. Соответственно требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Согласно части 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам и защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке исполнителем, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
Из вышеуказанного следует, что взыскание судом штрафа, при установлении факта нарушения прав потребителя и несоблюдения ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, является его обязанностью.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: О льготах для граждан, срок выхода которых на пенсию отложен
В связи с повышением пенсионного возраста в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, предусматривающие сохранение налоговых льгот по земельному налогу и налогу на имущество лицам, которые соответствуют условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.
Граждане, соответствующие условиям, при которых назначалась пенсия в соответствии с законодательством России, действовавшим на 31 декабря 2018 года, получат право на применение налогового вычета по земельному налогу. При определении налоговой базы они смогут уменьшить налоговую базу на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. участка (п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Кроме того, льгота по налогу на имущество физических лиц будет предоставляться в виде освобождения от его уплаты в полном размере в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика (ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации). Например, в отношении квартиры, жилого дома.
Изменения вступают в силу 01.01.2019.
Прокуратура г.Назрани разъясняет: Существенно повышен размер пособия по безработице на 2019 год
Согласно положениям Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения» право на получение пособия по безработице имеют все граждане, официально признанные нетрудоустроенными. Периодически суммы выплат индексируются, однако изменения происходят крайне редко.
В настоящее время минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальная — 4900 рублей. Указанные величины пособия по безработице были установлены в 2009 году и с тех пор не повышались.
Однако, со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» минимальная величина пособия по безработице составит 1500 рублей, максимальная — 8000 рублей.
Постановлением установлена также максимальная величина пособия по безработице в размере 11 280 рублей для лиц предпенсионного возраста (с 1 января 2019 года — это период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).
Оформить выплаты можно в Центре занятости по месту постоянной регистрации.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 19.11.2018 и вступит в силу с 01.01.2019.
Прокуратура г.Назрани разъясняет: Ответственность за экстремистскую деятельность
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В частности, статьей 20.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Кроме того, статьей 282 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Ответственность за склонение к потреблению наркотиков
Под склонением к потреблению наркотиков понимаются любые умышленные действия, направленные на возбуждение у других лиц желания к их потреблению путем предложения, дачи совета, просьбы, уговора, обмана, а также действия, направленные на принуждение другого лица к потреблению наркотиков путем угроз или применения насилия.
Являясь разновидностью распространения наркотических средств или психотропных веществ, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность. Таким способом осуществляется увеличение количества лиц, особенно из числа несовершеннолетних и молодых людей, употребляющих запрещенные вещества. Поэтому даже единичный случай совершения подобных действий является преступлением.
Преступление считается совершенным с момента воздействия на лицо с целью побудить его к потреблению наркотических средств или психотропных веществ независимо от того, приобщилось ли склоняемое лицо к потреблению наркотических средств или психотропных веществ или отказалось от этого.
Ответственность наступает с 16-летнего возраста. При склонении заведомо несовершеннолетнего — с 18 лет (ст. 230 УК РФ). Санкцией данное статьи предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.
С мая 2019 года мессенджеры будут проверять абонентские номера своих пользователей.
Прокуратура разъясняет: Трудоустройство несовершеннолетних
Далеко не редкость, когда в свободное время ученики и студенты еще и работают. Использование труда несовершеннолетних имеет большое количество особенностей.
В соответствии со ст.63 Трудового кодекса Российской Федерации заключать трудовой договор можно с подростком, достигшим 16-летнего возраста.
Если подростку исполнилось 15 лет, и он получил общее образование (9 классов) с ним можно заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Если такой подросток оставил общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или был отчислен из указанной организации и продолжает получать общее образование в иной форме обучения, с ним можно заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Также трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы, но только с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра (статья 266 Трудового кодекса РФ).
Также при использовании труда работников в возрасте до 8 лет на работодателя возлагается обязанность за свой счет ежегодно проводить обязательный медицинский осмотр таких работников.
Для подростков установлена сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:
для работников в возрасте до шестнадцати лет — не более 24 часов в неделю;
для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — не более 35 часов в неделю;
Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, указанных выше для лиц соответствующего возраста.
Второе ограничение касается продолжительности ежедневной работы (смены). Согласно ст. 94 Трудового кодекса РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:
для работников (включая лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул) в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет — 4 часа, в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — 5 часов, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 7 часов;
для лиц, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет — 2,5 часа, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет — 4 часа;
Кроме этого, для подростков установлены иные запреты.
Так, в соответствии со ст. 265 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей установлены Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 (ред. от 20.06.2011) № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время (статья 267 Трудового кодекса РФ). Также на работодателя возлагается обязанность предоставить отпуск подростку до истечения шести месяцев непрерывной работы по его заявлению (статья 122 Трудового кодекса РФ).
Статья 268 Трудового кодекса РФ запрещает направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. № 252
Трудовым кодексом РФ закреплено и ограничение материальной ответственности подростков. Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения (статья 242 Трудового кодекса РФ).
Трудовые отношения с молодыми людьми до 18 лет прекращаются по тем же основаниям, что и со взрослыми работниками.
Однако расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (статья 269 Трудового кодекса РФ).
Старший помощник прокурора
республики по кадрам В.А.Бочкарев
Прокуратура разъясняет: Исполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ)
Федеральным законом от 02.10.2018 N 348-ФЗ «О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации» введена уголовная ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению лицом, подвергнутым административному наказанию за деяние, предусмотренное частью 4 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершенное в отношении того же судебного акта.
Так, за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению лицом, подвергнутым административному наказанию за неисполнение судебного акта о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации, совершенное в отношении того же судебного акта, установлена уголовная ответственность в виде штрафа до 50 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо в виде обязательных работ до 240 часов, либо в виде исправительных работ до 1 года, либо в виде ареста на срок до 3 месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до 1 года.
Речь идет о неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.