Прокуратура разъясняет о компенсации морального вреда за производственную травму

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. При получении работником производственной травмы, явившейся следствием несоблюдения работодателем законодательства об охране труда, работник имеет право обратиться в суд с иском о компенсации работодателем причиненного ему морального вреда в денежной форме.      Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера перенесенных работником физических и нравственных страданий, а также требований разумности и справедливости.

При этом, характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.

Кроме того, согласно ст. 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению компенсации морального вреда. На основании ч. 1   ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Прокуратура разъясняет о категории субъектов малого предпринимательства, освобожденных от проведения плановых проверок

С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года.

Особенности организации и проведения в 2019 — 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства изложены в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Следует отметить, что на этот раз значительно сокращен круг субъектов, подпадающих под действие указанной нормы.

Так, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.

В указанный перечень включено 39 видов государственного контроля (надзора), среди которых: федеральный государственный пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный и региональный государственный экологический надзор; государственный земельный надзор и иные.

Таким образом, указанные проверки могут быть осуществлены в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 – 2020 годах.

Не подпадают под действие «надзорных каникул» проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Также не будут освобождены от плановых проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.

Как и ранее, «надзорные каникулы» не распространяют свое действие на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере: оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) образования; деятельности детских лагерей на время каникул; предоставления социальных услуг с обеспечением проживания.   

Одновременно с этим, законодателем отдельно выделены такие виды государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие «надзорных каникул»: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным  законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный пробирный надзор.

С учетом изложенного, мораторий на проведение плановых проверок в большей степени касается муниципального контроля, а также отдельный перечней регионального контроля (надзора), среди которых, к примеру, контроль за соблюдением требований лесного законодательства, пожарной безопасности в лесах.

Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.

Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

В этой связи, случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана.

Органы прокуратуры не уполномочены вносить изменения в план. Прокуроры лишь дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля по внесению изменений в план и, в случае необходимости, принимают меры реагирования.

Прокуратура разъясняет порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения

Для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления поселений, городских округов назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода — круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»). 

Для информирования потребителей о порядке подачи обращений и перечне необходимых документов указанная информация должна быть размещена на официальном сайте поселения, городского округа, а также в органах местного самоуправления, отвечающих за рассмотрение обращений.

 Обращения юридических лиц принимаются к рассмотрению при наличии заключенного договора теплоснабжения, обращения потребителей-граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения. Обращения могут подаваться потребителями в письменной форме, а в течение отопительного периода — в устной форме, в том числе по телефону.

После регистрации обращения должностное лицо органа местного самоуправления обязано в течение 2 рабочих дней (в течение 3 часов — в отопительный период) с момента регистрации обращения направить его копию (уведомить) в теплоснабжающую и (или) теплосетевую организацию и направить запрос о возможных технических причинах отклонения параметров надежности теплоснабжения, при этом дату отправки запроса зарегистрировать в журнале регистрации жалоб (обращений).

Теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана ответить на запрос должностного лица органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 3 часов в отопительный период) со времени получения. В случае неполучения ответа на запрос в указанный срок должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 часов информирует об этом органы прокуратуры.

После получения ответа от теплоснабжающей (теплосетевой) организации должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 6 часов в отопительный период) обязано при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей (теплосетевой) организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий.

Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов в отопительный период) с момента его поступления. Должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей (теплосетевой) организацией.

Прокуратура разъясняет: «Отпуск по беременности и родам. Выплата пособия по беременности и родам»

Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет человека, его права и свободы как высшую ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Реализуя указанные конституционные положения, трудовое законодательство предоставляет серьезные меры социальной поддержки для беременных женщин и женщин с малолетними детьми. Одной из этих мер является «декретный» отпуск.

Следует отметить, что такого определения как «декретный» отпуск законодательство Российской Федерации не содержит. Под этим общеупотребительным термином обычно подразумевают отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком.

Попробуем разобраться с особенностями предоставления отпуска по беременности и родам.

В соответствии со ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Таким образом, законодатель устанавливает 2 основания для предоставления данного вида отпуска:

 заявление женщины;

 наличие выданного листка нетрудоспособности.

Отсутствие одного из указанных оснований является препятствием для предоставления отпуска.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Однако это вовсе не означает, что если работница обратилась к работодателю с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам позже даты, указанной в листке нетрудоспособности, работодатель должен представить отпуск продолжительностью на 140 календарных дней.

Например, листок нетрудоспособности выдан женщине с 01 января по 20 мая 2019 года. Женщина продолжала работать по 31 января 2019 года и обратилась с заявлением о предоставлении отпуска по беременности и родам сроком на 140 дней с 1 февраля 2019 года.

В данном случае работодатель предоставит отпуск по беременности и родам только до 20 мая 2019 года.

Часть  2 статьи 255 ТК РФ распространяется на случаи, когда рождение ребенка происходит ранее либо позднее даты окончания дородового отпуска. Если же женщина работает, имея листок нетрудоспособности, отпуск уменьшается на количество отработанных дней, поскольку в противном случае фактически будет продлена послеродовая часть отпуска, что противоречит статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации.

Порядок выдачи листков нетрудоспособности беременным женщинам утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом акушером-гинекологом, при его отсутствии — врачом общей практики (семейным врачом), а при отсутствии врача — фельдшером. Выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).

При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня (84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов).

В случае если женщина при обращении в медицинскую организацию в установленный срок отказывается от получения листка нетрудоспособности по беременности и родам на период отпуска по беременности и родам, ее отказ фиксируется в медицинской документации. При повторном обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам для оформления отпуска по беременности и родам листок нетрудоспособности выдается на 140 календарных дней (на 194 календарных дня — при многоплодной беременности) со срока 30 недель либо 28 недель при многоплодной беременности.

В случае, когда диагноз многоплодной беременности установлен в родах, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 54 календарных дня медицинской организацией, где произошли роды.

При осложненных родах листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается дополнительно на 16 календарных дней медицинской организацией, где произошли роды.

При родах, наступивших в период от 22 до 30 недель беременности, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается медицинской организацией, где произошли роды, сроком на 156 календарных дней.

При прерывании беременности при сроке до 21 полной недели беременности листок нетрудоспособности выдается  на весь период нетрудоспособности, но на срок не менее трех дней в порядке, предусмотренном для выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях.

Женщинам, проживающим (работающим) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне проживания с правом на отселение), а также женщинам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, листок нетрудоспособности по беременности и родам на дородовый отпуск выдается продолжительностью 90 календарных дней.

Женщине, усыновившей ребенка в возрасте до 3-х месяцев, листок нетрудоспособности выдается со дня усыновления на период до 70 календарных дней (при одновременном усыновлении двух или более детей — на 110 календарных дней) со дня рождения ребенка.

При проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения листок нетрудоспособности выдается женщине медицинской организацией в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по акушерству и гинекологии и экспертизе временной нетрудоспособности, на весь период лечения до определения результата процедуры и проезда к месту медицинской организации и обратно.

В случаях, когда медицинская организация, проводившая процедуры экстракорпорального оплодотворения, не имеет лицензии на выполнение работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности, листок нетрудоспособности выдается женщине медицинской организацией по ее месту регистрации по месту жительства (по месту пребывания, временного проживания) на основании выписки (справки) из амбулаторной карты, выданной медицинской организацией, проводившей процедуры экстракорпорального оплодотворения.

При операции прерывания беременности листок нетрудоспособности выдается в соответствии в порядок, предусмотренном для выдачи листков нетрудоспособности при заболеваниях, на весь период нетрудоспособности, но на срок не менее 3-х дней, в том числе и при прерывании беременности малого срока.

Выплата пособий по беременности и родам регулируется Федеральными законами от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее Закон №255-ФЗ) и от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Право на пособие по беременности и родам имеют:

женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в войсках национальной гвардии, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в таможенных органах;

женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка (детей).

Женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию в связи с материнством, в том числе женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, работающим по трудовому договору, как по основному месту работы, так и на условиях внешнего совместительства, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается страхователем (страхователями) по месту работы в течение 10 календарных дней с даты приема (регистрации) следующих документов:

— заявления о назначении пособия по беременности и родам;

— листка нетрудоспособности;

справки (справок) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с мест работы (службы, иной деятельности) у других страхователей, а также справки (справок) о том, что назначение и выплата пособий другим страхователем не осуществляются (представляются в случаях, указанных в ч. 2.1 и ч. 2.2 ст. 13 Закона №255-ФЗ);

справки медицинской организации (представляется женщинами из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации).

Выплата пособий осуществляется страхователем (страхователями) в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

Размер пособия по беременности и родам женщинам этой категории, по общему правилу, рассчитывается как сумма дохода за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, деленная на 730 и умноженная на число календарных дней, приходящихся на период отпуска по беременности и родам (ст. 14 Закона № 255-ФЗ).

Пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из среднего заработка застрахованной женщины за 2 календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае назначения и выплаты пособия по всем местам работы средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается.

Согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, средний заработок застрахованной женщины, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, которая на 2019 год составляет 865 000 рублей. Таким образом, максимальная сумма пособия составит 301 095, 20 рублей в общем случае и 417 231,92 рубля в случае многоплодной беременности и осложненных родов.

Если застрахованное лицо за 2 последних года не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, а также адвокатам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями (нотариусам, занимающимся частной практикой, иным лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), членам семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации средний заработок застрахованной женщины принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) следующих документов:

заявления о назначении пособия по беременности и родам;

листка нетрудоспособности;

— выписки из трудовой книжки о последнем месте работы, заверенная в установленном порядке;

— справки из органов государственной службы занятости населения о признании их безработными;

— решения территориальных органов ФНС о государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, прекращения статуса адвоката и прекращения деятельности иными физическими лицами, профессиональная деятельность которых в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;

справки из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось (в случае обращения за назначением пособия по беременности и родам в орган социальной защиты населения по месту фактического проживания либо по месту пребывания).

Выплата пособия осуществляется органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, не позднее 26 числа месяца, следующего за месяцем приема (регистрации) заявления с указанными выше документами.

Размер пособия по беременности и родам женщинам этой категории с 1 февраля 2019 года устанавливается в размере 655 рублей 49 копеек.

Прокуратура разъясняет об административной ответственности за нарушение сроков направления документов в ГИС обеспечения градостроительной деятельности

С 1 января 2019 г. вводится административная ответственность за нарушение сроков направления документов для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Это обусловлено изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ и необходимостью усиления ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления, не обеспечивших соблюдение установленного порядка.

Федеральным законом от 12.11.2018 № 404-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 9.5.2.

Нарушение органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями сроков направления документов, материалов или сведений о них для размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб.

Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 12.11.2018 и вступит в силу с 01.01.2019.

Прокуратура разъясняет права детей на получение бесплатных лекарства

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дети имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

Право на получение бесплатных лекарств имеют, в частности, следующие категории детей:

— дети первых трех лет жизни, а также дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;

— дети — инвалиды в возрасте до 18 лет;

— дети, страдающие жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Для получения бесплатных лекарственных препаратов необходимо обратиться к лечащему (участковому) педиатру, при этом предоставить полис обязательного медицинского страхования, свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) и свидетельство о рождении ребенка, заключение главных специалистов о постановке диагноза, а также удостоверение многодетной семьи или справку о наличии инвалидности (в случае принадлежности к соответствующей категории). Список таких лекарственных средств утвержден Правительством Российской Федерации, а так же Законом субъекта Федерации, и находится у лечащего врача, который обязан его предоставить по требованию пациента.

Выдача лекарств на основании рецепта осуществляется аптеками, реализующими отпуск препаратов льготным категориям граждан. Список таких аптек можно получить в медицинской организации, выдавшей рецепт.

В случае отказа в предоставлении лекарственных средств Вы можете обратиться в органы прокуратуры для защиты прав несовершеннолетних.

Прокуратура разъясняет: «Россиянам без прописки социальная пенсия назначается по месту фактического проживания»

Пенсионеры без прописки вправе обратиться в ПФР по месту фактического проживания для получения социальной пенсии

Соответствующие поправки в правила оформления пенсии по государственному обеспечению вступили в силу в марте.

Ранее обязательным условием для назначения социальной пенсии являлось постоянное проживание на территории РФ, что необходимо было подтверждать паспортом с отметкой о регистрации по месту жительства, временным удостоверением личности или свидетельством МВД.

Теперь для получения социальной пенсии необходимо один раз в год подтверждать постоянное проживание в России посредством личного заявления в ПФР. Подтверждение не требуется, если пенсия доставляется на дом или выплачивается пенсионеру в кассе доставочной организации. Заявление не представляется, если получатель пенсии находится в медучреждении, исправительной или образовательной организации, что, например, актуально для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокуратура разъясняет: Подписан закон об административной ответственности за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения

Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Законом глава 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется статьёй 6.34, предусматривающей административную ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в неё недостоверных данных.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьёй, относятся к подведомственности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (статья 23.81 Кодекса).

Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются также должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор, а также должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего лицензионный контроль в сфере производства лекарственных средств для медицинского применения.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Прокуратура разъясняет: Внесена поправка в Кодекс РФ об административных правонарушениях

Федеральным законом от 18.03.2019 № 28-ФЗ введена административная ответственность за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, выражает явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации.

Данное правонарушение предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ).

За повторное совершение аналогичного правонарушения установлен административный штраф в размере от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 4 ст. 20.1 КоАП РФ).

При привлечении к административной ответственности лица, ранее подвергнутого административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, размер штрафа составит от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток  (ч. 5 ст. 20.1 КоАП РФ).

Составление протоколов об указанных административных правонарушениях отнесено к полномочиям сотрудников полиции, а рассмотрение таких протоколов – к компетенции судей.

Кроме того, статья 20.1 КоАП РФ дополнена примечанием, согласно которому обо всех случаях возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3-5 данной статьи, в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.

Закон вступил в силу 29 марта 2019 года.

Прокуратура г. Магаса разъясняет: Лишение и ограничение родительских прав

Конституцией Российской Федерации закреплено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Семейным кодексом РФ предусмотрено, что родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии и обучении. При этом воспитание детей должно исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке, а также могут быть ограничены судом в родительских правах или лишены родительских прав.

Решение вопроса об ограничении и лишении родительских прав законодателем отнесено к исключительной компетенции суда.

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен в суд близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором.

В соответствии с положениями статьи 73 Семейного кодекса РФ ограничение родительских прав допускается в случае, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). При этом закон не связывает возможность ограничения в родительских правах с признанием родителей недееспособными или ограниченно дееспособными.

Суд вправе также принять решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их виновного поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.

Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении 6 месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Лишение родительских прав является крайней мерой ответственности родителей, которая применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в статье 69 Семейного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим.

Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

Родители (один из них) могут быть лишены судом родительских прав, если они:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;

— злоупотребляют своими родительскими правами. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Дела о лишении и об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Данный подход продиктован социальной значимостью института семьи, в частности, института воспитания ребенка.

Таким образом, лишение и ограничение родительских прав — это правовой механизм, который прежде всего защищает детей от негативного влияния на них со стороны родителей.

Прокуратура Джейрахского района: Ужесточена ли ответственность за участие в преступной организации?

Федеральным Законом от 01.04.2019 №46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части противодействия организованной преступности», который вступил в силу в день опубликования, ужесточена уголовная ответственность участников и руководителей преступного сообщества.

Теперь за создание преступного сообщества, а равно за координацию действий организованных групп, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей. Раньше за то же деяние был предусмотрен штраф в размере до одного миллиона рублей.

Введена самостоятельная уголовная ответственность за участие в собрании руководителей (лидеров) преступных сообществ в целях координации действий данных групп.

За это можно лишиться свободы на срок до двадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Прокуратура Джейрахского района: Можно ли ограничить в правах родственника, страдающего зависимостью от азартных игр и причиняющего материальный убыток семье?

Под пристрастием к азартным играм, которое может служить основанием для ограничения дееспособности гражданина, следует понимать психологическую зависимость, которая помимо труднопреодолимого влечения к игре характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия гражданина, проявляется в патологическом влечении к азартным играм, потере контроля, а также в продолжительном участии в азартных играх вопреки наступлению неблагоприятных последствий для материального благосостояния членов его семьи.

В рамках судебного разбирательства о признании гражданина недееспособным, при наличии достаточных данных о психическом расстройстве, судьей будет назначена судебно-психиатрическая экапертиза. Решение суд будет принимать на основании заключения эксперта.

Если гражданин уклоняется от прохождения экспертизы, суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу.

В случае, если суд ограничил гражданина в дееспособности, в следствии, психического расстройства, по ходатайству попечителя либо органа опеки и попечительства, он также может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своими доходами, если будут достаточные основания, свидетельствующие о явном неразумном распоряжении им своим заработком, стипендией или иными доходами.

Прокуратура Джейрахского района разъясняет: Каковы последствия получения «серой» заработной платы

Нормой статьи 129 Трудового кодекса РФ установлено, что заработная плата — это вознаграждение за труд.

Для работающего человека очень важно, чтобы оплата труда была официальной. Работник, получающий «серую» зарплату, то есть зарплату, с которой не уплачиваются налоги, должен понимать все негативные последствия, к которым это может привести. Ни ее размер, ни порядок, ни сроки выплаты не закреплены, никакими документами. Поэтому работодатель может прекратить выплаты в любой момент и работнику будет очень проблематично что-то получить в такой ситуации, доказать что он действительно работал.

На указанные суммы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение. В частности, могут возникнуть проблемы с оплатой отпуска, получением выходного пособия, оплатой листка нетрудоспособности, оформлением и размером будущей пенсии.

За указанное деяние установлена налоговая и уголовная ответственность. Штраф за неуплату налогов может составлять от 20 до 40% от неуплаченной суммы (подробнее смотри ст.122 Налогового кодекса РФ).

Уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере влечет уголовную ответственность, максимальное наказание за которое предусмотрено до одного года лишения свободы.

Налоги с зарплат работников конечно удерживает и перечисляет работодатель. Однако, если дело дойдет до суда, работнику необходимо быть готовым к доказыванию своей непричастности к уклонению от уплаты налогов.

Прокурор разъясняет: Некоторые вопросы, связанные с заключением публичного договора

Публичным признается договор, который заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится, например договоры в сфере розничной торговли, перевозки транспортом общего пользования, оказания услуг связи, энергоснабжения, медицинского, гостиничного обслуживания (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).

К публичным договорам относятся также иные договоры, прямо названные в законе в качестве таковых, например договор бытового подряда, договор водоснабжения, договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

К публичным договорам не относятся, в частности, кредитный договор и договор добровольного имущественного страхования.

К лицам, обязанным заключить публичный договор, исходя из положений пункта 1 статьи 426 ГК РФ относятся коммерческая организация, некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, а равно индивидуальный предприниматель, которые по характеру своей деятельности обязаны продавать товары, выполнять работы и/или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ним обратится (потребителя).

Потребителями признаются физические лица, на которых распространяется действие законодательства о защите прав потребителей, а также индивидуальные предприниматели, юридические лица различных организационно-правовых форм, например, потребителями по договору оказания услуг универсальной связи являются как физические, так и юридические лица.

В публичном договоре цена товаров, работ или услуг может различаться для потребителей разных категорий, например для учащихся, пенсионеров, многодетных семей. Категории потребителей могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, если названные критерии не противоречат закону.

Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.

Односторонний отказ от исполнения публичного договора, связанный с нарушением со стороны потребителя, допускается, если право на такой отказ предусмотрено законом для договоров данного вида, например пунктом 2 статьи 896 ГК РФ.    

Прокуратура г.Магаса разъясняет: «Медико-социальная экспертиза для заключенных».

Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в федеральные учреждения для прохождения медико-социальной экспертизы утвержден Приказом Минюста России от 02.10.2015 № 233.

Медико-социальная экспертиза осужденных проводится в порядке, определяемом Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95.

Осужденный направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией уголовно-исполнительной системы либо органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

При этом медицинская организация уголовно-исполнительной системы направляет осужденного на медико-социальную экспертизу только после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья или других, предусмотренных законодательством обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, администрация исправительного учреждения оказывает гражданину содействие в получении указанных документов.

В случае, если медицинская организация уголовно-исполнительной системы отказала осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой осужденный (его законный представитель) имеет право обратиться в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы самостоятельно.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению осужденного (его законного представителя), которое подается в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы через администрацию исправительного учреждения.

При поступлении от осужденного указанного заявления администрация учреждения, исполняющего наказание, направляет его в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного медицинской организацией уголовно-исполнительной системы, либо справки, выданной осужденному организацией, отказавшей ему в направлении на медико-социальную экспертизу, а также медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Администрация исправительного учреждения обеспечивает доставление осужденного к месту проведения медико-социальной экспертизы (осмотра).

В случаях, требующих специальных видов обследования осужденного в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, медицинская организация уголовно-исполнительной системы обеспечивает в пределах своей компетенции выполнение мероприятий, предусмотренных программой дополнительного обследования, и направление их результатов в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы.

Переосвидетельствование осужденного, признанного инвалидом, осуществляется в соответствии с вышеприведенными правилами. Переосвидетельствование осужденного ранее установленного срока проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя) либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении федеральным учреждением медико-социальной экспертизы контроля за ранее принятыми решениями. При переосвидетельствовании осужденного администрация учреждения, исполняющего наказание, обеспечивает заблаговременное проведение необходимых диагностических и лечебных мероприятий в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы.

Прокурор города Магаса                                                             А.М. Марзаганов

Прокуратура г.Магаса разъясняет: Внедрение здорового образа жизни в трудовых коллективах

Правительством Российской Федерации подписано распоряжение от 26.04.2019 № 833-р, которым предусматривается, в частности, распространение лучших практик по снижению производственного травматизма, стимулированию работодателей к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, внедрению здорового образа жизни в трудовых коллективах. Здоровый сотрудник с большей вероятностью покажет продуктивный результат и выполнит работу качественно, что обеспечит успех организации.

Комплекс будет реализовываться совместно с Общероссийским объединением работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» и Федерацией независимых профсоюзов России.

Для этого планируется внести изменения в Трудовой кодекс РФ в части улучшения механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства, а также в другие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Предусматривается также совершенствование системы обязательного социального страхования, методологии и процедур предварительных (периодических) медицинских осмотров. Планируется проведение конкурса «Лучшие системы управления охраной здоровья работников на производстве».

Прокуратура г. Магаса разъясняет: Заработная плата «в конверте». Последствия

При трудоустройстве граждан на работодателей возложена обязанность надлежащим образом оформлять трудовые отношения, своевременно выплачивать заработную плату, перечислять страховые и налоговые взносы за работников организации.

Словосочетания «белая», «черная» и «серая» зарплаты не являются официальными, это устоявшиеся обозначения для формы выплаты наемному персоналу заработанных им денежных средств.

При выплате официальной («белой») зарплаты доход работников не отличается   от размера заработка, указанного в трудовом договоре. Если же оплата труда производится только в конвертах («черная» зарплата), или часть денег поступает официально, а часть – неофициально («серая» зарплата), это является нарушением.

«Черная» зарплата, в отличие от «белой», характеризуется тем, что при приеме на работу отсутствует официальное оформление трудовых отношений с работником: не заключается трудовой договор, не заполняется трудовая книжка. Зарплата отдается только в конверте, поскольку сведения о ней в бухгалтерских документах отсутствуют, а организация, как правило, ведет двойную бухгалтерию и оплата труда производится из неучтенных доходов.

Безусловно, что при получении «серой» или «черной» зарплаты доход работника несколько выше. Вместе с тем, данный плюс сомнителен, поскольку социальные выплаты начисляются, исходя из данных по «белой» зарплате, и иные доходы не учитываются. Работники, имеющие неофициальный заработок, лишены права на получение социальных гарантий, и могут рассчитывать лишь на минимальный размер пенсии по старости. Кроме того, расчет отпускных, выплат по листку нетрудоспособности производится с учетом размера официальной заработной платы.

Не стоит забывать, что при конфликте с руководителем организации работник будет лишен части неофициальных выплат, а при увольнении получит расчет исходя из официально установленного заработка.

Для недобросовестных работодателей, стремящихся понизить размер уплачиваемых налогов и взносов, выплачивающих своим сотрудникам «серую» или «черную» зарплату, предусмотрена следующая ответственность:

— статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации: невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию налогов влечет за собой штраф – 20% от суммы НДФЛ за срок, в течение которого он должен был перечислять деньги в бюджет;

— статья 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: штраф за нарушение требований к бухгалтерскому учету достигает 20 тыс. руб. Также предусмотрена дисквалификация на период до 2-х лет;

— статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), где за неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрены не только штрафы, но и лишение свободы.

Для работников намеренное сокрытие получения «черных» или «серых» зарплат также чревато неблагоприятными последствиями, начиная от получения минимальной пенсии в будущем, обязательного декларирования НДФЛ, и заканчивая уголовной ответственностью в случае неуплаты налогов в крупном размере (ст. 198 УК РФ).

На практике часто возникают ситуации, когда граждане сами хотят получать «белую» зарплату, но руководители отказывают им в официальном оформлении. В данном случае необходимо написать заявление о нелегальных выплатах и предоставить его в любую из следующих инстанций:

— территориальная трудовая инспекция;

— налоговая служба по месту регистрации организации;

— прокуратура по месту нахождения работодателя.

Во избежание нарушения прав на получение официальной заработной платы при устройстве на работу следует четко оговорить с работодателем условия оплаты труда, проследить, чтобы все договоренности были зафиксированы в трудовом договоре.

Прокуратура г. Назрани: Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

Иск об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица (ст.270 КАС РФ).

Заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора.

В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное административное исковое заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.

Иск об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел.

Заявление об установлении административного надзора должен быть предъявлен не позднее, чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.

Прокуратура города Назрани. Порядок, процедура и правила увольнения по сокращению

Сокращение штатов для любого предприятия — процедура достаточно сложная, и нарушение на любом из её этапов чревата для работодателя штрафом или судебным разбирательством.

Увольнение должно производиться в следующем порядке:

Руководство предприятия издаёт приказ о планируемом сокращении не менее чем за два месяца до того момента, как работник должен быть уволен (ст. 180 ТК РФ). О том, что ожидается сокращение, каждый из подлежащих увольнению сотрудников предупреждается персонально и под роспись знакомится с текстом приказа. Однако не следует путать приказ о сокращении штатов с приказом об увольнении конкретного работника – такие приказы издаются намного позднее, когда подходит срок увольнения.

Работникам, которые подпадают под сокращение, руководство предприятия обязано предложить любую другую должность, отвечающую квалификации увольняемого сотрудника. Следует помнить, что предложение другой работы – это не однократная акция: работодатель обязан уведомлять увольняемых об открывающихся на предприятии вакансиях вплоть до самого расторжения трудового контракта. Работник же обязан либо принять предложение и продолжить работу на другой должности, либо отказаться – и отказ тоже должен фиксироваться письменно, с датой и подписью работника.

Работодатель уведомляет профсоюзную организацию, если такая существует на предприятии. Срок уведомления такой же как для работников, но в случае, если планируется массовое увольнение, предупреждать профсоюз следует не за два, а за три месяца. Это правило установлено определением Конституционного суда РФ. В свою очередь профсоюз в течение семи дней должен высказать своё мнение по поводу увольнения. Если профсоюз не согласен на сокращение работников, то по закону в течение трёх дней должно произойти согласование позиций. Если же и в этом случае не было достигнуто согласие, работодатель вправе уволить работников, но профсоюз может обжаловать это решение в Федеральную инспекцию труда (Рострудинспекцию). Инспекция в свою очередь может признать увольнение незаконным и потребовать восстановления уволенного на прежнем месте работы с выплатой компенсации за вынужденный прогул. Решение Рострудинспекции может быть обжаловано работодателем в суд.

Помимо профсоюза, работодатель в те же сроки (два, при массовом увольнении – три месяца) предупреждает и службу занятости.

Если в течение двух месяцев работник не согласился ни на одну из предлагавшихся ему вакансий, работодатель выносит приказ об увольнении по сокращению штата. Приказ обычно выносится по унифицированной форме Т-8. При этом работнику выдается трудовая книжка, выплачивается зарплата за отработанные дни последнего месяца работы и компенсация за неиспользованные дни отпуска (в зависимости от времени, отработанного с момента прошлого отпуска). Самое же главное – работнику согласно ст. 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие. Его размер – не менее средней месячной зарплаты, но по трудовому договору или коллективному соглашению с работниками пособие может быть увеличено.

Если работник после увольнения встал на учёт на бирже труда, но не был трудоустроен, бывшее предприятие в течение двух месяцев продолжает выплачивать ему среднюю месячную зарплату (но с вычетом уже полученного выходного пособия).

Если работник согласен, он может уволиться по сокращению и до истечения двухмесячного срока. В этом случае работодатель выплачивает ему, помимо выходного пособия, ещё и зарплату за неотработанное время между днём, когда он фактически уволился, и когда он должен был уволиться по плану работодателя. Кроме того, трудовым договором или коллективным соглашением могут предусматриваться и другие выплаты при сокращении штата.

Необходимые условия.

Увольнения работников по сокращению возможны при условии соблюдении работодателем ряда условий

Полное и неукоснительное соблюдение процедуры сокращения, предусмотренной законом. Если же на предприятии ранее заключались коллективные соглашения с работниками, либо в трудовых договорах увольняемых содержатся дополнительные гарантии при увольнении – должны соблюдаться и они.

Обоснованность увольнения. Как уже было сказано, в случае спора суд вправе проверить, насколько увольнение было обоснованно экономически и организационно.

Уведомление службы занятости. Отдельно этот пункт стоит выделить, поскольку некоторые работодатели ухитряются совершенно забыть об этом требовании, в результате чего потом вынуждены платить штрафы и оплачивать работникам вынужденный прогул.

Какую запись поставят в трудовой книжке при сокращении?

При увольнении работнику в трудовой книжке будет сделана запись, в которой должно быть указано, что уволен он именно по сокращению численности или штатов организации, со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 82 ТК РФ.

Сроки. Поскольку соблюдение сроков при сокращении является существенным условием, их стоит свести воедино и указать ещё раз:

Приказ о планируемом увольнении по сокращению – не менее чем за два месяца;

Предупреждение службы занятости и профсоюзной организации (если она на предприятии есть) – не менее чем за два месяца, при массовом увольнении – не менее чем за три.

Срок выплаты зарплаты за отработанную часть месяца, компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия – не позднее дня увольнения.

Сроки выплаты средней зарплаты для работника, вставшего на учёт в службу занятости, но не трудоустроенного – до двух месяцев.

Нарушение этих сроков может привести к штрафу для ИП – до 50 МРОТ, для юридических лиц – до 500 МРОТ.

Прокуратура разъясняет: Гражданские дела подсудны мировому судье

Согласно статье 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой судья в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела следующей категорий:

дела о выдаче судебного приказа;

дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

дела об определении порядка пользования имуществом.

Федеральными законодательством к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

Стоит принять во внимание, что при объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

В случае изменения подсудности требований мировой судья выносит определение о передаче гражданского дела в районный суд.

Прокуратура разъясняет: Уточняется ответственность за оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся

Федеральный закон от 23.04.2019 N 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» принят в целях устранения выявленных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 N 17-П неконституционных аспектов правового регулирования ответственности за нарушение ПДД.

Ранее оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, влекло лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток (часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ).

Таким образом, лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ, и скрывшееся с места ДТП несло менее строгую уголовную ответственность (по частям первой, третьей или пятой статьи 264 УК РФ соответственно), поскольку возможность установить факт употребления этим лицом веществ, вызывающих опьянение, посредством медицинского освидетельствования по прошествии времени была утрачена.

В связи с этим вносятся изменения в части вторую, четвертую и шестую статьи 264 УК РФ, усиливающие ответственность лица, управляющего транспортным средством и нарушившего ПДД или эксплуатации транспортных средств, при условии наступления тяжких последствий, если это лицо скрылось с места совершения противоправного деяния.

Корреспондирующие изменения вносятся в часть 2 статьи 12.27 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся.