Прокуратура разъясняет: Ответственность несовершеннолетних за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков

Одной из актуальных проблем современности является незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ, т.е. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

В соответствии с действующим законодательством, уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков подлежат лица, достигшие 16 лет. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность за совершение которых наступает с 14 лет. В случае, если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то к виновному лицу, а также его родителям, либо лицам их заменяющих применяется широкий спектр мер воздействия.

В УК РФ специально выделены разделы «Уголовная ответственность несовершеннолетних» и «Принудительные меры медицинского характера».

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 87 УК РФ указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ «Применение принудительных мер воспитательного воздействия» несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Не менее значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера.

В их число входят:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением (ч. 1 ст. 99 УК РФ «Виды принудительных мер медицинского характера»)

Прокуратура г. Назрани:  Предъявление административного искового заявления

Порядок предъявления административного искового заявления регламентирован в Главе 12 Кодекса административного судопроизводства РФ. В статье 124 КАС РФ определяются исковые требования, которые может включить в административное исковое заявление административный истец. В то же время наличие указанного перечня не сужает и не ограничивает права административного истца, поскольку он является открытым. В силу этого административный иск может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений. Форма и содержание административного искового заявления установлены в ст. 125 КАС РФ. В целом они идентичны форме и содержанию гражданского иска, однако имеются и важные отличия. Так, в частности, КАС РФ требует указывать сведения о государственной регистрации сторон, являющихся организациями, и дату и место рождения сторон, являющихся физическими лицами. Это является новшеством по сравнению с ГПК РФ. Однако данные сведения указываются только при условии, что они известны на момент подачи административного иска. В административном исковом заявлении необходимо указать сведения о высшем юридическом образовании административного истца при намерении лично вести дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя. Для оперативной связи суда со сторонами административного дела п. п. 2 и 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ обязывают указывать в административном иске номера телефонов, факсов и адреса электронной почты административного истца и его представителя, а также административного ответчика (если они известны). В п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ установлено более жесткое правило о необходимости приложения к административному иску документа, подтверждающего факт вручения, а не только направления в адрес участвующих в деле лиц  копий необходимых документов. При этом, если административный истец не обладает государственными  полномочиями, направление копий административного иска и приложенных материалов является не обязанностью истца, а правом. В таком случае к административному иску прилагаются копии соответствующие числу лиц, участвующих в деле. Основания для отказа в принятии к производству определены ст. 128 КАС РФ. Вопросы возвращения административного иска регламентируются ст. 129 КАС РФ. Новшеством КАС РФ по сравнению с ранее действовавшими нормами ГПК РФ является возможность подачи встречного иска, что закреплено в  ст.131 КАС РФ.

Прокуратура республики разъясняет, что в Правила дорожного движения введено понятие «Велосипедная зона»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2018 № 1478 внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации.

В частности, введено понятие «велосипедная зона» — это территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками  «Велосипедная зона» (с дублированием этого знака дорожной разметкой) и «Конец велосипедной зоны».

Введен п. 24.11, согласно которому,  в велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения определенных требований Правил дорожного движения. В велосипедной зоне разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.

Кроме того, согласно новой редакции п. 12.4 ПДД, остановка и стоянка запрещена в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью, в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан.

Также определено, что к регулировщикам относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению или собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 № 686.

Предусмотрено, что водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях РФ, определенных законодательством РФ о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных новым дорожным знаком «Пункт таможенного контроля», по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов.

Вводится новый дорожный знак «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса» и соответствующее дублирование этого знака дорожной разметкой.

Уточнен порядок движения на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, а также круг лиц, которые имеют право остановки транспортных средств.

Постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru  06.12.2018 и вступило в силу с 14.12.2018.

Прокуратура разъясняет о поправках в законодательстве о безопасности дорожного движения

21.12.2018 вступил в силу Федеральный закон от 20.12.2017 № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», устанавливающий дополнительные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Указанным Федеральным законом на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров на основании договора фрахтования и (или) грузов на основании договоров перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, находящихся в транспортном средстве и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), возложены обязанности по соблюдению повышенных требований безопасности:

— соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;

— создавать условия для повышения квалификации водителей;

— назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью;

— обеспечивать стоянку транспортных средств, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, по возвращении из рейса и окончания смены водителя на парковках (парковочных местах);

— обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, и соответствовать указанным требованиям при осуществлении перевозок индивидуальным предпринимателем самостоятельно;

— организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств;

— соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств городского наземного электрического транспорта при осуществлении перевозок пассажиров троллейбусами, трамваями;

— соблюдать правила организованной перевозки группы детей автобусами при осуществлении таких перевозок.

Кроме того, новеллой является введение обязанностей для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь:

— анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

— обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства о безопасности дорожного движения и законодательства о техническом регулировании и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

— осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств.

Статьей 12.31.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушения в области обеспечения безопасности перевозок автотранспортом.

Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Вправе ли работодатель устанавливать в локальных актах для всех работников размер аванса в твердой денежной сумме, например, 2 000 руб.

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) не определяет конкретные размеры аванса, подлежащие выплате работнику за первую половину месяца.

Вопросы по срокам и размерам выплаты аванса отнесены к правовому (коллективно-договорному) регулированию на уровне учреждения/организации, положения которого при этом не должны противоречить требованиям трудового законодательства.

Так, в соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

На основании вышеизложенного следует, что работник имеет право на получение заработной платы за первую половину месяца (аванса) пропорционально отработанном времени.

При этом, при определении размера выплаты заработной платы за первую половину месяца (аванса) необходимо учитывать оклад (тарифную ставку) работника за отработанное время, а также надбавки за отработанное время, расчет которых не зависит от оценки итогов работы за месяц в целом, а также от выполнения месячной нормы рабочего времени и норм труда (трудовых обязанностей) (например, компенсационная выплата за работу в ночное время в соответствии со статьей 154 ТК РФ, надбавки за совмещение должностей, за профессиональное мастерство, за стаж работы и другие).

Что касается выплат стимулирующего характера, начисляемых по результатам выполнения показателей эффективности (оценка которых осуществляется по итогам работы за месяц), а также выплат компенсационного характера, расчет которых зависит от выполнения месячной нормы рабочего времени и возможен только по окончании месяца (например, за сверхурочную работу, за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьями 152 и 153 ТК РФ), осуществление указанных выплат производится при окончательном расчете и выплате заработной платы за месяц.

Уменьшение размера заработной платы за первую половину месяца (аванса) при начислении может быть рассмотрено как дискриминация в сфере труда, ухудшение трудовых прав работников, в связи с чем принятие решения (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.08.2017 № 14-1/В-725).

Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Что такое соучастие в преступлении?

Соучастием в преступлении согласно действующему уголовному законодательству признается умышленное совместное участие двух и более лиц в совершении умышленного преступления (ст. 32 Уголовного кодекса Российской Федерации). 

При этом лицо, совершающее преступление в соучастии должно достичь возраста уголовной ответственности и быть вменяемым.

Соучастники преступления действуют совместно, их действия дополняют друг друга и приводят к единым преступным последствиям.

В зависимости от роли каждого в совместном совершаемом преступлении и достижении общих целей соучастники делятся на исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника, определение которых дано в ст. 35 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Каждый из соучастников несет уголовную ответственность в зависимости от характера и степени фактического участия в совершении преступления.

По форме соучастие делится на соучастие без предварительного сговора (преступление совершается группой лиц, являющимися соисполнителями преступления, но не договорившихся заранее о совершении преступления), и соучастием с предварительным сговором (группа лиц по предварительному сговору, организованная группа, преступное сообщество (преступная организация)).

Совершение преступлений в указанных выше формах влечет за собой более строгое наказание.

Малгобекская городская прокуратура: Уточнены правила проверки правообладателей земельных участков, которые расположены в границах береговой полосы водных объектов общего пользования или примыкают к ней

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 08.05.2019  №574 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» земельные участки, которые расположены в границах береговой полосы водных объектов общего пользования или примыкают к ней, переведены из категории низкого риска в категорию среднего риска. Это означает, в частности, что Россельхознадзор и Росреестр  будут проводить плановые проверки их правообладателей не чаще чем один раз в 3 года. 

Кроме того, установлено, что при выявлении самовольной постройки должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки направляют в орган местного самоуправления соответствующее уведомление с приложением подтверждающих документов.

Малгобекская городская прокуратура разъясняет: «Расширены требования к антитеррористической защищенности объектов в части проноса и применения токсичных и отравляющих веществ»

С 25 мая 2019 года вступают в силу  изменения в пункт 4 Правил разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий) внесены изменения, внесенные Постановлением Правительства РФ от 15.05.2019 №594.

Установлено, что в требования к антитеррористической защищенности объектов (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) должны включаться, помимо прочего, меры, направленные на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Прокуратура г. Назрани: Участие прокуроров в нормотворческой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления

Интенсивное обновление федерального законодательства, реализация права законодательной инициативы субъектами РФ, нормотворческая деятельность органов местного самоуправления диктуют необходимость повышения качества нормативных правовых актов. В связи с этим происходит расширение форм сотрудничества органов прокуратуры с законодательными и исполнительными органами государственной власти (ОГВ) и органами местного самоуправления (ОМС) в сфере нормотворчества.

Непосредственно деятельность органов прокуратуры в сфере взаимодействия с ОГВ и ОМС в части нормотворчества регулируется приказом генпрокурора РФ №144 от 17.09.2007 года (ГП РФ №144) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшения взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления».

Помимо прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов (НПА), согласно приказу ГП РФ №144 происходит взаимодействие прокуроров с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Работники прокуратуры участвуют в подготовке проектов законов и иных НПА, работе комитетов, комиссий и рабочих групп, осуществляют правовую экспертизу проектов НПА ОГВ и ОМС, готовят по ним заключения и другие документы.

В соответствии с приказом Генпрокурора №144 утверждено положение об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры РФ.

Правотворческая деятельность прокуратуры осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными Конституционными Законами, Федеральными Законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными НПА РФ и настоящим Положением.

Направления правотворческой деятельности прокуратуры: инициативная разработка проектов законов и иных НПА, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры; участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими ОГВ; подготовка правовых заключений на законопроекты и иные НПА; участие в обсуждении законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ и законодательных (представительных) ОГВ субъектов РФ.

Прокуратура г.Назрани: Реконструкция помещения в многоквартирном доме. Когда это незаконно?

Вопрос законности реконструкции помещений в многоквартирном доме является несомненно актуальным, поскольку в настоящее время трудно отыскать дом, помещения первого этажа которого не переоборудованы под магазины, парикмахерские, аптеки. Как определить, не нарушены ли при этом права жителей дома?

Понятие реконструкции дано в п.п. 14 п.1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации – это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением  замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, земельный участок, на котором расположен данный дом, с  элементами озеленения и благоустройства, а также иное общее имущество в многоквартирном доме в силу положений  п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Также в п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что в состав общего имущества включаются: ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома; земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно ч. 2 ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, например, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относится наружная стена как наружная ограждающая конструкция жилого дома.

Исходя из изложенного, действия собственников нежилых помещений в многоквартирном доме по организации отдельного входа в нежилое помещение вместо оконного проема приведут к  изменению конструкции капитальной стены многоквартирного дома и, следовательно, будут являться реконструкцией общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае необходимо получение согласия всех собственников многоквартирного дома независимо от того, на каком этаже дома осуществлена реконструкция.

При осуществлении реконструкции в отсутствие согласия всех собственников многоквартирного дома, фактически влекущей уменьшение размера общего имущества многоквартирного дома, каждый из собственников помещений многоквартирного дома вправе обратиться в суд с исковым заявлением об обязании собственника помещения, в котором произведена реконструкция о приведении соответствующего помещения в первоначальное состояние.

Прокурор разъясняет: Можно ли гражданину поменять организацию, оказывающую медицинскую помощь?

Каждый гражданин РФ, застрахованный по ОМС, имеет право один раз в год поменять медицинскую организацию, в которой ему амбулаторно предоставляется медицинская помощь — поликлинику, в том числе стоматологическую поликлинику, а также женскую консультацию. При этом гражданин может выбрать любую медицинскую организацию из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Принцип прикрепления к поликлинике по месту регистрации отменен. Никаких объяснений по поводу смены поликлиники не требуется.

Для получения медицинской помощи амбулаторно в рамках программы ОМС пациент имеет право не чаще, чем 1 раз в год осуществлять выбор медицинской организации из числа включенных в реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы (в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Реестры размещаются на сайтах страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС. В случае изменения места жительства или места пребывания гражданина, он может прикрепляться к новой поликлинике чаще, чем 1 раз в год.

Поликлиника по заявлению гражданина обязана его прикрепить и не имеет права отказать или требовать прикрепиться по месту жительства без объективных причин. Прикрепление к медицинской организации, участвующей в реализации территориальной программы, производится бесплатно.

В случае изменения места жительства, застрахованный гражданин обязан осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца, если в новом регионе проживания отсутствует страховая медицинская организация, в которой ранее был застрахован гражданин.

Для прикрепления необходимо обратиться в выбранную медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, и иметь при себе следующие документы:

— Полис ОМС или временный полис ОМС;

— Паспорт, временное удостоверение личности или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);

— Документ, удостоверяющий личность законного представителя несовершеннолетнего, в случае, если прикрепить необходимо ребенка;

— СНИЛС (при наличии);

— Документ, подтверждающий смену места жительства, в случае смены поликлиники чаще, чем 1 раз в год по причине изменения места жительства.

Медицинской организации отводится четыре рабочих дня на проверку указанных гражданином сведений и прикрепление. Открепление от прежней поликлиники происходит автоматически.

Если в структуре городской поликлиники, к которой гражданин планирует прикрепиться, нет отделения стоматологии и женской консультации (касается женского пола), необходимо отдельно прикрепиться к стоматологической поликлинике и женской консультации.

При кратковременном пребывании в другом субъекте РФ

Жители России имеют право на получение медицинской помощи по базовой программе ОМС на всей территории Российской Федерации. Наличие полиса ОМС подтверждает эти права. Для получения экстренной и неотложной медицинской помощи иногороднему гражданину необходимо обратиться в медицинскую организацию, предоставляющую медицинскую помощь амбулаторно, по месту временного пребывания с полисом ОМС и документом, удостоверяющим личность. Отказ в оказании медицинской помощи иногородним жителям при наличии этих документов является неправомерным.

При длительном пребывании в другом субъекте РФ

Если гражданин работает или длительное время проживает не по месту постоянной регистрации, он имеет право прикрепиться к поликлинике по месту временного пребывания.

Отказ в прикреплении из-за отсутствия регистрации по месту временного пребывания при наличии необходимых документов является неправомерным.

При получении специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи

Выбор медицинской организации при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в плановой форме осуществляется пациентом, в том числе, в соответствии с предоставленной врачом информацией о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых предоставляется необходимая пациенту медицинская помощь. Врач выдает направление, в котором указывается наименование медицинской организации, а также срок, в течение которого в медицинскую организацию необходимо обратиться.

Врач обязан предупредить пациента о возможных сроках ожидания медицинской помощи в выбранной медицинской организации. Если гражданин самостоятельно выбирает медицинскую организацию, в которой срок ожидания превышает установленный территориальной программой, то лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации пациента. В случае затруднения с предоставлением медицинской помощи, в том числе консультации врача-специалиста, необходимо обратиться к руководителю медицинской организации или в страховую медицинскую организацию, выдавшую пациенту полис ОМС.

В случае, если у Вас возникли затруднения при прикреплении к выбранной поликлинике, направлении в медицинскую организацию, предоставляющую специализированную медицинскую помощь, а также при наличии любых вопросов, связанных с получением услуг в сфере ОМС, Вы вправе обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую Вам полис ОМС.

Номер круглосуточной «горячей линии» указан на Вашем полисе ОМС, а также на сайте Вашей страховой медицинской организации.

Прокуратура разъясняет: За возбуждение ненависти, либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства установлена административная ответственность

08.01.2019 вступил в законную силу Федеральный закон от 27.12.2018 № 521-ФЗ, об изменении в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), согласно которому КоАП РФ дополнен статьей 20.3.1, предусматривающей ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».  Если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектами правонарушения являются физические вменяемые лица, достигшие 16 – летнего возраста, а также юридические лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.3.1 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ) и рассматриваются судьями районных судов (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ).

Прокуратура разъясняет: О применении конфискации имущества в рамках уголовных дел

Вопросы, связанные с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве рассмотрены на Пленуме Верховного Суда РФ. В постановлении от 14 августа 2018 г. № 17 «О некоторых вопросам, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве» урегулированы следующие моменты.

Деньги,  ценности и иное имущество, а также доходы от него подлежат конфискации, если они получены в результате совершения преступлений, полный перечень которых предусмотрен пунктом «а» части 1 статьи 104.1 УК РФ или явились предметом незаконного перемещения через таможенную границу либо через Государственную границу Российской Федерации, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и
229.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств, алкогольной продукции, табачных изделий, сильнодействующих (ядовитых) веществ или наркотических средств).

Кроме того, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, используемые для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования преступного сообщества (преступной организации) либо предназначенные для этих целей.

Законом не ограничен перечень преступлений, по которым суд вправе конфисковать принадлежащие обвиняемому орудия, оборудование или иные средства совершения деяния.

При решении вопроса о конфискации орудий, оборудования или иных средств совершения преступления суду необходимо установить факт того, что такое имущество находится в собственности обвиняемого.

По уголовным делам о преступлениях террористической и экстремисткой направленности конфискации подлежит любое имущество, принадлежащее обвиняемому, являющееся орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления. К такому имуществу могут относиться сотовые телефоны, персональные компьютеры, иные электронные средства связи и коммуникации, которые использовались им для размещения в средствах массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетях текстовых, аудио-, видео- и других материалов, содержащих публичное оправдание терроризма и (или) призывы к террористической деятельности, либо для непосредственной подготовки к террористической деятельности (обучения в целях осуществления террористической деятельности; пропаганды и распространения запрещенной литературы террористической и экстремистской направленности).

Не является конфискацией имущества передача в соответствующие учреждения или уничтожение по решению суда приобщенных к уголовному делу в качестве вещественных доказательств предметов, которые хотя и относятся к имуществу, подлежащему конфискации, или доходам от него, но запрещены к обращению либо изъяты из незаконного оборота (к их числу относятся все виды оружия, боеприпасы, комплектующие к ним, взрывчатые вещества, наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества).

Прокуратура разъясняет: О праве граждан отказаться от дачи показаний

В части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации указано положение, согласно которому никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Следует обратить внимание на то, что указанное положение является правом лицо, но не его обязанностью. Данный иммунитет, по смыслу законодательства, не может рассматриваться в качестве препятствия для реализации лицом, обладающим свидетельским иммунитетом, права использовать известные ему сведения, в том числе в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов лиц, которых эти сведения непосредственно касаются.

Близкими родственниками, в соответствии с п. 4 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, являются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

На основании ч. 2 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.

Таким образом, совместное проживание и «гражданский брак» не позволяют лицам отказываться от показаний в отношении близких себе лиц, не являющимися в установленном законом порядке супругами.

В связи с этим, лицо, отказываясь давать соответствующие показания, может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 308 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Прокуратура разъясняет: Ответственность за создание «фирм-однодневок»

Статьей 173.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконное образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, данных, повлекшее внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о подставных лицах.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в единый государственный реестр юридических лиц, или являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.

При этом, учредителями или директорами подставных лиц зачастую становятся лица, которые не подозревают о своем участии в этих фирмах (например, если они когда-то потеряли паспорт, а кто-то им воспользовался для регистрации фирмы), либо когда третьи лица предлагают создать юридическое лицо для ведения совместной предпринимательской деятельности, однако впоследствии фактическая деятельность не осуществляется. Наряду с этим, имеются случаи, когда граждане осознано становятся директорами или учредителями подставных лиц за определенное вознаграждение. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Прокуратура разъясняет: Основания приостановления расследования по уголовному делу

Приостановление предварительного расследования это временный перерыв уголовно-процессуальной деятельности, на период которого не производятся следственные и иные процессуальные действия.

Основания, позволяющие приостановить производство по уголовному делу, предусмотрены статьей 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Далее – Кодекс).

Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

Подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам.

В данных случаях до приостановления предварительного следствия следователем или дознавателем должны быть выполнены все следственные и иные процессуальные действия, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого, а также приняты меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве подозреваемого или обвиняемого, его места нахождения, а если он скрылся, то к его розыску.

Розыск поручается органам дознания, о чем указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 Кодекса.

При наличии оснований в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу.

Место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, но реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

Временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях;

В этих случаях предварительное следствие приостанавливается и до окончания его производства.

Процессуальное решение о приостановлении принимает следователь или дознаватель, о чем выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору, уведомляет об этом потерпевшего, его представителя, гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей, в случаях, предусмотренных пп. 3,4 ч.1 ст.208 Кодекса, подозреваемого, обвиняемого и его защитника и одновременно разъясняет им порядок обжалования данного решения. О приостановлении предварительного следствия также уведомляются лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, на имущество которых наложен арест.

После приостановления предварительного следствия производство следственных действий не допускается, сроки следствия не исчисляются.

Процессуальное решение о приостановлении предварительного следствия может быть обжаловано заинтересованными участниками уголовного судопроизводства в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 124, 125 Кодекса, руководителю следственного органа, прокурору либо в суд.

Прокурор разъясняет: Из каких видов заработной платы и иного дохода производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996          № 841 (в редакции Постановления Правительства РФ от 01.04.2019 № 388) утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.

Так, удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения как по основному месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме, в том числе:

а) с заработной платы, начисленной по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время, за выполненную работу по сдельным расценкам, в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), выданной в неденежной форме, или с комиссионного вознаграждения, с заработной платы, начисленной преподавателям профессиональных образовательных организаций за часы преподавательской работы сверх установленной и (или) уменьшенной годовой учебной нагрузки;

б) с денежного содержания (вознаграждения) и иных выплат, начисленных за отработанное время лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления, членам избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе;

в) с денежного содержания и иных выплат, начисленных муниципальным служащим за отработанное время;

г) с гонораров, начисленных в редакциях средств массовой информации и организациях искусства работникам, состоящим в списочном составе этих редакций и организаций, и (или) оплаты труда, осуществляемой по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения;

д) с надбавок и доплат к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и других;

е) с выплат, связанных с условиями труда, в том числе выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенной оплатой труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также с выплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, с оплаты сверхурочной работы;

ж) с сумм вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций за выполнение функций классного руководителя;

з) с денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);

и) с премий и вознаграждений, предусмотренных системой оплаты труда;

к) с суммы среднего заработка, сохраняемого за работником во всех случаях, предусмотренных законодательством о труде, в том числе во время отпуска;

л) с суммы дополнительного вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе;

м) с других видов выплат к заработной плате, установленных законодательством субъекта Российской Федерации или применяемых у соответствующего работодателя.

Кроме того, удержание алиментов производится:

а) со всех видов пенсий с учетом ежемесячных увеличений, надбавок, повышений и доплат к ним, установленных отдельным категориям пенсионеров, за исключением пенсий по случаю потери кормильца, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, и выплат к ним за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

б) со стипендий, выплачиваемых обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров в образовательных организациях высшего образования, организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, докторантам образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования и научных организаций, принятым в докторантуру до 1 января 2014 г., слушателям духовных образовательных организаций;

в) с пособий по временной нетрудоспособности, по безработице только по решению суда и судебному приказу о взыскании алиментов либо нотариально удостоверенному соглашению об уплате алиментов;

е) с сумм, выплачиваемых на период трудоустройства уволенным в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата;

ж) с доходов физических лиц, осуществляющих старательскую деятельность;

з) с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

и) с доходов от передачи в аренду имущества;

к) с доходов по акциям и других доходов от участия в управлениисобственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.);

л) с сумм материальной помощи, кроме единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетных фондов, за счет иностранных государств, российских, иностранных и межгосударственных организаций, иных источников в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, в связи с террористическим актом, в связи со смертью члена семьи, а также в виде гуманитарной помощи и за оказание содействия в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористических актов, иных преступлений;

м) с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью;

н) с компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

о) с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством, а также от реализации авторских и смежных прав, доходов, полученных за выполнение работ и оказание услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации (нотариальная, адвокатская деятельность и т.д.);

п) с суммы, равной стоимости выдаваемого (оплачиваемого) питания, за исключением лечебно-профилактического питания, а также иных выплат, осуществляемых работодателем в соответствии с трудовым законодательством, за исключением денежных сумм, выплачиваемых в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, а также компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, с использованием, износом (амортизацией) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, и возмещением расходов, связанных с их использованием;

р) с ежемесячных выплат, осуществляемых докторантам, в соответствии с положением о докторантуре, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Удержание алиментов производится с денежного довольствия (содержания), получаемого военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и другими приравненными к ним категориями лиц, в том числе:

а) с военнослужащих — с оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок (доплат) и других дополнительных выплат денежного довольствия, имеющих постоянный характер;

б) с сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, а также работников таможенной системы — с оклада по штатной должности, оклада по специальному званию, процентных надбавок (доплат) за выслугу лет, ученую степень и ученое звание и других денежных выплат, имеющих постоянный характер;

в) с военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы — с единовременного и ежемесячного пособий и иных выплат при увольнении с военной службы, со службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе.

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.