Статья 142.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за фальсификацию итогов голосования во время выборов или референдума.
К ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии или члены комиссии референдума за следующие действия: включение неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании; фальсификация подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума; замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума; порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума; незаконное уничтожение бюллетеней; заведомо неправильный подсчет голосов избирателей, участников референдума; подписание членами избирательной комиссии, комиссии референдума протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования; заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования; незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения; заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов, референдума.
За представление заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума либо заведомо неправильное составление списков избирателей, участников референдума, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц, – привлечению к ответственности подлежат соответствующие служащие органов государственной власти, органов местного самоуправления и Вооруженных Сил РФ, определенные законодательством о выборах и референдуме.
Все указанные действия влекут уголовную ответственность при наличии прямого умысла на совершение преступления.
Максимальное наказание за совершение данного преступления – лишение свободы на срок до четырех лет.
Прокуратура Назрановского района разъясняет: административная ответственность за нарушение законодательства о выборах
Законодательство о выборах предусматривает обязанность физических и юридических лиц выполнять нормы избирательного права, а также устанавливает юридическую ответственность субъектов избирательного процесса за нарушение этих правовых норм.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Список правонарушений весьма обширен, охватывает вопросы деятельности, реализации прав и соблюдения возложенных законом обязанностей кандидатами, членами избирательных комиссий, представителями средств массовой информации, гражданами и др.
За совершение правонарушений в сфере законодательства о выборах виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта выборного процесса, его совершившего.
Так, размер штрафа для физических лиц может составлять от 500 рублей за совершение таких правонарушений, как размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов (ч. 2 ст. 5.12 КоАП РФ), умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму (ст. 5.14 КоАП РФ).
Если правообладатель определенного объекта уничтожит размещенный без его согласия на данном объекте агитационный материал, он не подлежит привлечению к ответственности по ст. 5.14 КоАП РФ, так как соответствующая ответственность установлена только за умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных материалов, размещенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их правообладателя в ходе избирательной кампании.
Правонарушения, посягающие на установленные правила финансирования избирательного процесса (ст.ст. 5.16 — 5.21, 5.50 КоАП РФ) выделены в отдельные статьи. При этом максимальный размер наказания например по ст.5.18 КоАП РФ — за незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, для граждан составляет до 25 тысяч рублей, а для юридических лиц до 1 миллиона рублей.
В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностные лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Ряд дел об административных правонарушениях в сфере законодательства о выборах в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ возбуждаются прокурором.
Прокуратура Назрановского района разъясняет о том, кто и в каком размере может получить пособие по безработице
Пособие по безработице в соответствии со ст. 31 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.
Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Порядок определения размеров пособия по безработице регламентирован ст. 30 вышеуказанного Закона. Так Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), выплачивается и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, предшествовавшему призыву на военную службу.
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии со ст. 33 Закона пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца — в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
Пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), начисляется в размерах, установленных пунктом 1 настоящей статьи.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
Так постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2017 г. № 1423
«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» установлена на 2018 год минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина – 4900 рублей.
Прокуратура Назрановского района разъясняет об ответственности за предоставление поддельного листка нетрудоспособности
Бланк листка нетрудоспособности (больничный лист) является документом строгой финансовой отчетности и служит как основанием для начисления пособия по временной нетрудоспособности, так и доказательством уважительной причины отсутствия на работе (ст. 183 ТК РФ). Если больничный лист поддельный, то выплатить пособие по нему, равно как и обосновать отсутствие на работе, нельзя.
За предоставление поддельного больничного листа законодательством предусмотрена, в том числе, уголовная ответственность.
Так, использование заведомо подложного больничного листа подпадает под состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ — использование заведомо подложного документа.
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.
Если гражданин подделал листок нетрудоспособности самостоятельно, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 327 УК РФ — подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Совершение указанного деяния влечет наказание в виде ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет.
За мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении пособия путем использования заведомо подложного документа предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с нормами ст. 159.2 УК РФ.
При совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.159.2 УК РФ законодательством предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ограничения свободы на срок до двух лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев.
Прокуратура Назрановского района разъясняет о том, в каких случаях работодатель обязан устанавливать сотруднику неполное рабочее время или неполный рабочий день и на какой период
В соответствии с требованиями статьи 93 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан устанавливать неполное рабочее время по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом неполное рабочее время устанавливается на удобный для работника срок, но не более чем на период наличия обстоятельств, явившихся основанием для обязательного установления неполного рабочего времени, а режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, устанавливается в соответствии с пожеланиями работника с учетом условий производства (работы) у данного работодателя.
При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.
Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Прокуратура Назрановского района разъясняет о том, каковы правила реализации права на отпуск при увольнении работника
Согласно ст. 127 Трудового кодекса РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные им отпуска.
Денежная компенсация за отпуск при увольнении работника должна быть выплачена ему за все неиспользованные им ко дню увольнения отпуска, независимо от того, какова их общая продолжительность и по каким основаниям прекращается трудовой договор.
По желанию работника на основании его письменного заявления вместо компенсации за неиспользованные отпуска ему может быть предоставлен отпуск в натуре с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). Следует иметь в виду, что работодатель вправе, а не обязан предоставлять работнику отпуск с последующим увольнением по его просьбе.
При предоставлении работнику отпуска с последующим увольнением, днем увольнения будет считаться последний день отпуска. Эта дата (последний день отпуска) вносится и в трудовую книжку как дата увольнения. Однако все расчеты с работником, в том числе выдача трудовой книжки и других документов, должны быть произведены в последний день работы в соответствии с положениями ст. 84.1 Трудового кодекса РФ.
Неиспользованный отпуск с последующим увольнением может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению и в тех случаях, когда основанием увольнения является истечение срока трудового договора и время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока трудового договора. Днем увольнения в этом случае также будет являться последний день отпуска, а не день истечения срока трудового договора.
Помощник прокурора района З.Р.Катиева
Прокуратура Назрановского района разъясняет о том, какие правовые последствия судимости и порядок ее прекращения
Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации установлен такой уголовно-правовой институт, как судимость.
Понятие судимость можно определить, как правовое состояние гражданина, который был признан судом виновным в совершении преступления и к которому было применено наказание и иные меры уголовно-правового характера.
Лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и распространяется на весь период отбывания наказания и на определенный период времени после отбытия наказания.
Несудимым считается лицо, освобожденное от наказания, а также лицо, в отношении которого были применены принудительные меры воспитательного воздействия или принудительные меры медицинского характера.
Судимость прекращается с момента погашения или снятия судимости.
Судимость погашается по истечении сроков, установленных частью 3 комментируемой статьи. При досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания или при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания срок погашения судимости исчисляется с момента освобождения от отбывания наказания, исходя из фактически отбытого срока наказания.
Судимость может быть снята судом по ходатайству осужденного, если он после отбытия наказания вел себя безупречно. При этом участие лица, в отношении которого рассматривается ходатайство о снятии судимости, обязательно. Рассмотрение ходатайства начинается с заслушивания объяснений лица, обратившегося с ходатайством, после чего исследуются представленные материалы и выслушиваются прокурор и иные лица, приглашенные в судебное заседание.
В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть возбуждено перед судом не ранее чем по истечении одного года со дня вынесения постановления об отказе. Постановление суда об отказе в снятии судимости может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию в течение 10 дней с момента вынесения указанного решения.
Прокуратура разъясняет: За отказ в приеме банкнот нового образца предусмотрена ответственность
Центральный банк Российской Федерации 12 октября 2017 года ввел в обращение банкноты нового образца номиналом 200 и 2000 рублей.
Пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Статья 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Таким образом, любой отказ продавца (исполнителя) принять обладающие всеми признаками платежеспособности банкноты нового образца рассматривается как нарушение прав потребителя, за которое частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Так, за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае неправомерного отказа в приеме банкнот нового образца необходимо обращаться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия либо в органы прокуратуры.
Прокуратура разъясняет: За отказ в приеме банкнот нового образца предусмотрена ответственность
Центральный банк Российской Федерации 12 октября 2017 года ввел в обращение банкноты нового образца номиналом 200 и 2000 рублей.
Пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Статья 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» закрепляет, что продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Таким образом, любой отказ продавца (исполнителя) принять обладающие всеми признаками платежеспособности банкноты нового образца рассматривается как нарушение прав потребителя, за которое частью 4 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Так, за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг) влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В случае неправомерного отказа в приеме банкнот нового образца необходимо обращаться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия либо в органы прокуратуры.
Прокуратура республики разъясняет: Утвержден новый порядок проведения медосмотров несовершеннолетних
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н утвержден новый порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
Согласно документу обновлен перечень врачей и исследований, которые проходят в рамках профилактического медосмотра несовершеннолетние определенных возрастов; исключен ряд позиций, касающихся детей возраста 1 год 9 месяцев и 2 лет 6 месяцев; в два раза увеличена максимальная общая продолжительность проведения осмотров врачами-специалистами и выполнения исследований при отсутствии подозрений на наличие заболеваний; обновлены отчетные и статистические формы и порядок их составления.
Профилактические осмотры проводятся в целях своевременного выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.
На основании результатов профилактического осмотра будут определяться: группа здоровья несовершеннолетнего; медицинская группа для занятий физической культурой, а информация о результатах профилактического осмотра станет направляться медицинским работникам медицинского блока образовательной организации.
Вводятся формы: медицинское заключение о принадлежности несовершеннолетнего к медицинской группе для занятий физической культурой; карта профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего.
Карта осмотра заполняется на каждого несовершеннолетнего не позднее 20 рабочих дней с даты окончания осмотра (независимо от числа медработников, участвующих в его проведении), в том числе в электронном виде с использованием портала orph.rosminzdrav.ru.
Приказ начнет действовать с 1 января 2018 года.
Старший прокурор отдела по
надзору за исполнением
федерального законодательства Л.Х.Бекова
Прокуратура разъясняет: Персональные данные граждан Российской Федерации в сети интернет должны обрабатываться только с их согласия
Персональные данные граждан России в сети интернет должны обрабатываться только с их согласия. Интернет-магазины такое согласие получать должны, если правоотношения с пользователем не оформлены в виде акцепта публичной оферты либо в виде иных форм договорных отношений.
Получение согласия на обработку персональных данных может быть получено посредством проставления «галочки» пользователем в соответствующей веб-форме.
При этом, в случае обработки биометрических и специальных категорий персональных данных, а также при передаче на территорию государства, не обеспечивающего адекватную защиту персональных данных, согласие должно быть оформлено в письменной форме (список стран, обеспечивающих адекватную защиту персональных данных, опубликован https://pd.rkn.gov.ru/library/p193/p199/ на Портале персональных данных Роскомнадзора России).
Кроме того, интернет-магазины, осуществляющие обработку персональных данных покупателей, обязаны разместить на своем сайте документ, определяющий политику оператора в отношении обработки персональных данных, а также обеспечить локализацию персональных данных российских пользователей на территории Российской Федерации.
За нарушение законодательства о персональных данных предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ.
Прокуратура республики разъясняет: Обеспечение иска в гражданском судопроизводстве
По заявлению лиц, участвующих в рассмотрении гражданского деле, судья или суд может принять меры по обеспечению иска.
Обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. Меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному истцом требованию.
Заявление об обеспечении иска рассматривается в день его поступления в суд без извещения ответчика, других лиц, участвующих в деле. О принятии мер по обеспечению иска судья или суд выносит определение.
В соответствии со статьей 140 ГПК РФ мерами по обеспечению иска могут быть: наложение ареста на имущество, принадлежащее ответчику и находящееся у него или других лиц; запрещение ответчику совершать определенные действия; запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, в том числе передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства; возложение на ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия, касающиеся предмета спора о нарушении авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет»; приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении имущества от ареста (исключении из описи); приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.
В необходимых случаях судья или суд может принять иные меры по обеспечению иска, может быть допущено несколько мер по обеспечению иска.
Определение суда об обеспечении иска приводится в исполнение немедленно порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.
На основании определения суда об обеспечении иска судья или суд выдает истцу исполнительный лист и направляет ответчику копию определения суда.
Обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда.
На все определения суда об обеспечении иска может быть подана частная жалоба.
Подача частной жалобы на определение суда об обеспечении иска не приостанавливает исполнение этого определения. Подача частной жалобы на определение суда об отмене обеспечения иска или о замене одних мер по обеспечению иска другими мерами по обеспечению иска приостанавливает исполнение определения суда.
Подразделение по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.
Прокуратура разъясняет: Уголовная ответственность за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов
Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов создает угрозу экологической безопасности населения, целостности окружающей среды, причиняет вред биологическим основам существования человека.
За нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов установлена уголовная ответственность по ст. 247 УК РФ.
Ответственность наступает за:
производство запрещенных видов опасных отходов;
транспортировку, хранение, захоронение, использование или иное обращение радиоактивных, бактериологических, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил, если эти деяния создали угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде.
создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде в результате совершения вышеназванных действий;
за действия, повлекшие загрязнение, отравление или заражение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека либо массовую гибель животных, а равно совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;
за любые из вышеперечисленных действий, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
К радиоактивным веществам и отходам относятся источники ионизирующего излучения радиоактивных веществ и ядерных материалов в любом физическом состоянии.
Бактериологические вещества — это вещества, содержащие болезнетворные бактерии — возбудители различных болезней растений, животных и человека, обращение с которыми требует особой осторожности.
Химические вещества- это соединения различных химических элементов, обладающие высокой токсичностью и оказывающие вредное воздействие на здоровье людей и экологические системы.
Под производством запрещенных отходов понимается создание отходов, которых не должно оставаться в процессе изготовления химической, радиоактивной или биологической продукции, а также накопление, вызванное их неуничтожением и необезвреживанием.
Транспортировка — процесс перемещения с мест производства, сбора, складирования, хранения к месту переработки, захоронения или уничтожения. Под хранением понимается помещение отходов в накопители в целях последующего постоянного размещения в специально оборудованных местах, контейнерах.
Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде означает возникновение такой ситуации, которая повлекла бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы они не были предотвращены вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли лица, нарушившего правила обращения с экологически опасными веществами и отходами.
Угроза вреда считается созданной, если она была реальной, а вред здоровью людей или природной среде не был причинен лишь по счастливой случайности или благодаря вовремя принятым мерам.
Существенный вред здоровью человека выражается в тяжком или средней тяжести вреде здоровью хотя бы одного лица, а существенный вред окружающей среде — в ее загрязнении, отравлении или заражении, изменении радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека.
Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде 8 лет лишения свободы за деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека либо массовое заболевание людей.
Прокурор уголовно-судебного отдела
прокуратуры Республики Ингушетия
юрист 3 класса Х. И. Оздоев