К услугам кадастрового инженера обращаются, как правило, тогда, когда требуется поставить на кадастровый учет объекты недвижимости, учесть их изменения.
Между заказчиком и кадастровым инженером заключается договор подряда. Заказчик сам контролирует выполнение условий договора подряда, так как в его интересах, чтобы работа была сделана должным образом. В результате проведенных кадастровых работ заказчику передаются межевой план, технический план и акт обследования.
Что касается стоимости кадастровых услуг, то она определяется сторонами договора подряда путем составления сметы. Соответственно, цена кадастровых работ — это предмет договоренности сторон: кадастрового инженера (подрядчика) и заказчика.
Законодательством определено, что предельные максимальные цены кадастровых работ в зависимости от видов объектов недвижимости могут устанавливаться субъектами Российской Федерации. Тогда как государственный кадастровый учет – процедура бесплатная.
Кадастровая палата по Республике Ингушетия обращает внимание граждан на то, что согласно федеральному закону №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с 1 декабря 2016 года кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО) – членство в саморегулируемой организации является обязательным условием для осуществления кадастровой деятельности.
Обязательным условием при выборе надежного исполнителя кадастровых работ является наличие действующего квалификационного аттестата кадастрового инженера. Для этого необходимо удостовериться, содержатся ли о кадастровом инженере сведения в государственном реестре кадастровых инженеров, который размещен на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) в разделе «Реестр кадастровых инженеров». Для этого необходимо воспользоваться сервисом «АИС Реестр СРО КИ» (www.rosreestr.ru> Раздел «Электронные сервисы» > «Сервисы» > «АИС Реестр СРО КИ»).
На СРО кадастровых инженеров возложен контроль за профессиональной деятельностью кадастровых инженеров в части соблюдения ими требований закона о кадастровой деятельности и других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
При наличии претензий к качеству и результату работ кадастрового инженера (например, органом регистрации принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с допущенными кадастровым инженером ошибками) заказчику следует обратиться в СРО, в которой состоит такой кадастровый инженер, с жалобой и указанием на обстоятельства, которые не позволяют воспользоваться полученными результатами работ кадастрового инженера.
СРО кадастровых инженеров вправе проводить экспертизу документов, подготовленных кадастровыми инженерами, и готовить по ее результатам заключение по запросам заинтересованных лиц. Имея заключение такой организации, в дальнейшем можно обратиться в суд для разрешения возникшего спора.
В свою очередь, Кадастровая палата по Республике Ингушетия принимает все меры для повышения качества работы кадастровых инженеров — проводит обучающие семинары, рабочие встречи и совещания, постоянно осуществляет рассылку информационных сообщений, методических материалов в СРО, а также проводит консультации по возникающим практическим вопросам.
«Лесная амнистия»
Закон о «лесной амнистии» (№280-ФЗ) внес окончательные изменения в земельный и градостроительный кодексы РФ, а также в закон о государственной регистрации недвижимости и другие законодательные акты.
Принятие поправок объяснялось необходимостью навести порядок в учете земель в связи со значительными расхождениями между данными государственного лесного реестра и данными Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в отношении местоположения границ и площади земель лесного фонда и отдельных лесных участков в его составе.
Такие расхождения на практике вызывали многочисленные споры, связанные с наложением, пересечением границ, двойным учетом земельных участков в составе земель различных категорий. Поправками определен механизм по устранению противоречий в сведениях ЕГРН и государственного лесного реестра в части принадлежности земельных участков к определенной категории земель.
В частности, установлен приоритет сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ. Законом закреплено, что если земельный участок согласно сведениям государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на него — к иной категории земель, его принадлежность к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН (либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на участок, при отсутствии сведений в ЕГРН).
Необходимое условие для применения этого правила: права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. Но на ряд земельных участков указанное правило не распространяется (земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия и т.д.).
Если данные о принадлежности земельного участка к землям определенной категории, указанные в ЕГРН, противоречат данным, указанным в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на него, участок по заявлению правообладателя будет отнесен к категории, указанной в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах, если такие документы были получены до дня вступления в силу закона о «лесной амнистии». Это правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
В случае выявления пересечения границ лесных участков с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный участок, обнаружении реестровой ошибки, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН.
Также установлено, что из государственного лесного реестра исключаются сведения о лесных участках, если сведения о них не внесены в ЕГРН, их границы пересекают границы иных лесных или земельных участков и при этом к моменту исключения сведений в отношении таких участков прекращены или расторгнуты договора аренды.
Предусмотрены законом и специальные нормы о судебной защите:
— судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению в связи с тем, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством;
— граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу рассматриваемого федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты. Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу рассматриваемого федерального закона.
Кроме того, законом определен порядок перевода земель лесных поселков и военных городков в земли населенных пунктов.
На территории Республики Ингушетия создана и действует межведомственная рабочая группа, участниками которой являются представители Кадастровой палаты по Республике Ингушетия. Межведомственная рабочая группа создана с целью решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра, а также для формирования установленной отчетности, отражающей деятельность межведомственной рабочей группы.