В Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» внесены изменения в части, касающейся покупки-продажи патронов, а также самостоятельного снаряжения патронов к гражданскому огнестрельному длинноствольному оружию и спортивного огнестрельного длинноствольного оружия и реализации материалов для самостоятельного снаряжения патронов.
С 16.01.2019 запрещена продажа и передача инициирующих и воспламеняющих веществ и материалов (пороха, капсюлей) для самостоятельного снаряжения патронов лицам, не имеющим разрешения на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия.
Также устанавливается необходимость ведения учета приобретаемых и продаваемых оружия, патронов, материалов для самостоятельного снаряжения патронов, а также хранение данной документации в течение 10 лет. Граждане, впервые приобретающие гражданское огнестрельное длинноствольное оружие и спортивное огнестрельное длинноствольное оружие при изучении правил безопасного обращения с оружием и приобретении навыков безопасного обращения с оружием, должны пройти обучение безопасному самостоятельному снаряжению патронов к гражданскому огнестрельному оружию.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Установлен запрет на распространение недостоверной общественно значимой информации.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 31-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
С 29.03.2019 подлежит ограничению доступ к недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Ограничение доступа к такой информации осуществляется в порядке, установленном ст.15.3 вышеуказанного закона, за исключением фактов обнаружения информации на ресурсе, являющемся сетевым изданием.
В таком случае Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем направляется требование в Роскомнадзор, которым принимаются меры к удалению редакцией издания размещенной информации.
Если редакцией соответствующие меры не приняты, Роскомнадзор вправе направить оператору связи требование об ограничении доступа к сетевому ресурсу.
Данный порядок не применяется при обнаружении недостоверной информации на информационном ресурсе, являющемся новостным агрегатором.
За распространение сведений вышеуказанной категории частями 9-11 статьи 13.15 КоАП РФ, введенными в кодекс Федеральным законом от 18.03.2019 № 27-ФЗ, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа с конфискацией предмета правонарушения или без таковой.
Размер штрафов в зависимости от тяжести наступивших последствий для граждан составит от 30 до 400 тыс. рублей, для должностных лиц – от 60 до 900 тыс. рублей, для юридических лиц – от 200 тыс. рублей до 1,5 млн. рублей.
Прокуратура разъясняет: Обжалование постановления по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ:
вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ (административные правонарушения, посягающие на права граждан), могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
В случае пропуска срока обжалования, срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение. Это определение, исходя из общих принципов осуществления правосудия, может быть обжаловано, поскольку оно исключает возможность дальнейшего движения дела об административном правонарушении, что влечет нарушение права лица, привлеченного к административной ответственности, на защиту.
Прокуратура Джейрахского района разъясняет: Что такое контртеррористическая операция, и каковы основания ее проведения?
Правовой режим контртеррористической операции определяется ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и вводится для пресечения террористического акта и преступлений террористической направленности на территории Российской Федерации.
Решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Законом допускается применение следующих мер и ограничений:
проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, доставление их в органы внутренних дел для установления личности;
удаление физических лиц и транспорта с отдельных участков местности;
усиление охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;
ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем;
использование транспортных средств, принадлежащих организациям, а в неотложных случаях — принадлежащих физическим лицам;
приостановление деятельности опасных производств и организаций;
приостановление оказания услуг связи;
временное отселение физических лиц, в безопасные районы;
введение карантина;
ограничение движения транспортных средств и пешеходов;
беспрепятственное проникновение лиц, проводящих операцию, в жилые и иные помещения, принадлежащие физическим лицам и организациям;
проведение досмотра физических лиц и транспортных средств;
ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
Прокуратура Джейрахского района разъясняет: С какого момента наступает 14 лет?
Возрастной критерий ответственности в любой правовой системе неразрывно связан со способностью лица осознавать значение своих действий и руководить ими (т. е. вменяемостью).
Юридически возраст лица определяется не в день его рождения, а по истечении этой даты, т.е. с ноля часов следующих суток.
По общему правилу к уголовной ответственности привлекается подросток, если в момент совершения преступления ему исполнилось 16 лет.
Однако, из общего правила имеется исключение, согласно которому за совершение определенной категории противоправных деяний уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Например, с 14 лет ответственность наступает за совершение преступлений, предусмотренных ст. 158 УК РФ (кража), ст. 166 УК РФ (неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения), ст. 161 УК РФ (грабеж), ст. 162 УК РФ (разбой), ст. 105 УК РФ (убийство), ст. 208 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма) и др.
Несмотря на то, что несовершеннолетие виновного является смягчающим обстоятельством (ст. 61 УК РФ), подросток несет ответственность наравне с совершеннолетним гражданином, только с меньшими санкциями.
Зачастую несовершеннолетние не имеют собственного дохода, который бы смог покрыть причиненный преступлением ущерб. В связи с этим, возмещать вред предстоит родителям либо законным представителям.
Прокуратура Джейрахского района разъясняет: Может ли прокурор обратиться в суд вместо гражданина?
Такая возможность прямо установлена статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
При этом установлены следующие условия:
1. Гражданин не может сам обратиться в суд по состоянию здоровья, возраста, недееспособности и другим уважительным причинам.
2. Защиты требуют нарушенные права гражданина в следующих сферах: социальной, в том числе, в сфере трудовых и жилищных отношений, материнства, детства, охраны здоровья, образования, а также право на благоприятную окружающую среду.
Каков порядок действий граждан?
1. Обратиться к прокурору с заявлением в письменной форме.
В течение 30 дней проводится проверка по обращению, формируются материалы, и при наличии оснований, прокурор обращается в суд с заявлением в интересах гражданина.
В случае возникновения сомнений обратиться на прием к прокурору и получить разъяснение.
Почему важно соблюдение данного порядка?
Необходимо установить следующее:
1. Относится ли гражданин к той категории граждан, в защиту прав которых прокурор может обратиться в суд.
2. Имеется ли факт нарушения прав гражданина в той или иной сфере.
3. Не истек срок исковой давности (по общему правилу 3 года с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о нарушении права).
Прокуратура Сунженского района: Ответственность за неисполнение плана тушения лесных пожаров
В соответствии со ст. 53.3 Лесного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочийразрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и тушения лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использования таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; иные мероприятия.
18 марта 2019 года Федеральным законом № 29-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 8.32.3, согласно которой невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Если указанные действия совершены в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации, то в этом случае размер административного штрафа составит: для должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Прокуратура Сунженского района: О поправках в Гражданском кодексе Российской Федерации, регламентирующие цифровые права
Федеральным законом от 18.03.2019 № 34-ФЗ внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 141.1 «Цифровые права», в соответствии с которой цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия, осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
Регламентированы положения, касающиеся определения обладателя цифровых прав.
Определено, что переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.
Установлены условия соблюдения письменной формы сделки, совершенной с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки.
Предусмотрено, что договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю в том числе электронного документа, подтверждающего оплату товара. Договор номинального счета, договор страхования могут заключаться путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, или обмена электронными документами.
Запрещено составлять завещания с использованием электронных либо иных технических средств.
Федеральный закон вступит в силу 1 октября 2019 года.
Прокуратура разъясняет: Объявление постановления по делу об административном правонарушении
Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 — 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.9, 18.15, 18.17 КоАП РФ, в отношении организации, являющейся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, копия постановления о назначении административного наказания направляется в указанную саморегулируемую организацию.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.9 и частью 3 статьи 20.20 КоАП РФ, копия постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному примечанием к статье 6.9 настоящего Кодекса, либо о назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача направляется в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации.
По делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 11.17 КоАП РФ, копия постановления о назначении административного наказания направляется перевозчику, на борту воздушного судна которого было совершено соответствующее административное правонарушение.
Прокуратура разъясняет: Внесены изменения в КоАП РФ, касающиеся административных правонарушений в области воинского учета
Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 01.04.2019 №47-ФЗ «О внесении изменений в статьи 21.7 и 23.11 КоАП РФ.
Федеральным законом расширяется перечень документов воинского учета, умышленная утрата и порча которых влечет административную ответственность.
Помимо умышленной порчи или уничтожения военного билета или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также небрежного хранения, повлекшего их утрату, административная ответственность будет наступать за умышленные порчу или уничтожение временного удостоверения, выданного взамен военного билета, справки взамен военного билета и персональной электронной карты.
Дела об административных правонарушениях будут рассматривать военные комиссары муниципальных образований.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: приостановление деятельности общественных и религиозных объединений, осуществляющих деятельность, связанную с экстремизмом
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ) суд вправе приостановить деятельность общественного или религиозного в случае, если уполномоченным органом государственной власти в данный суд подано заявление о ликвидации соответствующего объединения.
Данное положение закона предусмотрено как обеспечительная мера для минимизации ущерба государству и обществу в случае, если деятельность данных организаций и объединений влечет за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда.
В силу ч. 3 ст. 10 Закона № 114-ФЗ случае, если судом принято решение о приостановлении деятельности, организациям и объединениям в отношении которых данное решение принято запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские вклады, а также осуществлять иную предусмотренную законом деятельность.
В соответствии с ч. 4 ст. 10 данного закона, если судом отказано в удовлетворении заявления о ликвидации организации, данное объединение возобновляет свою деятельность после вступления решения суда в законную силу.
Исходя из положений ч. 2 ст. 10 Закона № 114-ФЗ законодателем предусмотрена возможность обжалования решения суда о приостановлении или ликвидации объединения. Обжалование происходит в порядке и сроки, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Можно ли отменить дарственную на квартиру при жизни дарителя
Оформив договор дарения на объект недвижимости, даритель должен знать, что право собственности на него перейдет другому лицу безвозмездно. Передумать и вернуть себе квартиру, переданную по договору дарения, будет довольно сложно.
Согласно ст. 578 Гражданского кодекса Российской Федерации даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь кого-либо из членов его семьи или близких родственников либо умышленно причинил дарителю телесные повреждения.
В случае умышленного лишения жизни дарителя одаряемым, право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.
Даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую неимущественную ценность, создает угрозу её безвозвратной утраты.
По требованию заинтересованного лица суд может отменить дарение, совершенное индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в нарушение положений закона о несостоятельности (банкротстве) за счет средств, связанных с его предпринимательской деятельностью, в течение шести месяцев, предшествовавших объявлению такого лица несостоятельным (банкротом).
В договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого. При этом закон предусматривает возможность для дарителя отменить дарение без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого при наличии в договоре дарения соответствующего условия. Если даритель переживет одаряемого, отмена дарения не происходит автоматически. Каждый гражданин осуществляет любое принадлежащее ему право по своему усмотрению. Поэтому даритель может реализовать имеющееся у него право на отмену дарения, а может и не воспользоваться им.
В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения.
Правила об отмене дарения не применяются к обычным подаркам небольшой стоимости.
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Гарантии независимости присяжных заседателей
Конституцией Российской Федерации закреплено право обвиняемого в совершении особо тяжкого преступления против жизни на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей один раз в год. При этом периодом участия считается календарный год, то есть, если рассмотрение уголовного дела закончено в декабре, то с января следующего года лицо, принимавшее участие в рассмотрении уголовного дела в качестве присяжного заседателя, может вновь принять участие в качестве присяжного заседателя по другому уголовному делу.
Федеральным законом от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» установлено, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, один раз в год на десять календарных дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения данного уголовного дела.
При этом на присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», иными Федеральными законами Российской Федерации.
Так, Конституций Российской Федерации гарантировано самостоятельность судебной власти. Равенство всех перед законом и судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Любое вмешательство в деятельность судьи запрещена.
Присяжные заседатели подлежат Государственной защите. В случае необходимости, государственные органы обеспечивают необходимые меры безопасности в целях защиты жизни и здоровья присяжных заседателей, а так же меры в обеспечение сохранности их имущества.
Посягательство на жизнь, здоровье и имущество присяжного заседателя предусматривает применение мер правовой защиты, предусматривающих, в том числе повышенную уголовную ответственность.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять свои обязанности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г. Карабулака разъясняет: Право супругов и бывших супругов на получение алиментов после расторжения брака
Общеизвестны положения семейного законодательства об алиментных обязательствах родителей и детей. А нормы Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ), предусматривающие право супругов и бывших супругов на получение алиментов после расторжения брака, знают не все. К сожалению, происходят в жизни некоторых семей ситуации, когда один из супругов отказывает в материальной помощи другому супругу.
А между тем, в соответствии со ст. 89 СК РФ супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа от такой поддержки и отсутствия соглашения между супругами об уплате алиментов требовать предоставления алиментов в судебном порядке от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют право: нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка; нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы.
Обратите внимание, что в первом и третьем случае право требовать взыскания уплаты алиментов в судебном порядке имеют нуждающиеся супруги, то есть при обращении в суд следует предоставить доказательства отсутствия источника дохода либо его незначительного размера.
Статьёй 90 СК РФ установлено право бывших супругов на получение алиментов.
Итак, право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют:
— бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;
— нуждающийся бывший супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы;
— нетрудоспособный нуждающийся бывший супруг, ставший нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака;
— нуждающийся бывший супруг, достигший пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время.
Следует отметить, что взыскать алименты с бывшего супруга возможно только в том случае, если он обладает необходимыми для этого средствами. С этой целью истец, обратившись с иском в суд, должен предоставить доказательства платежеспособности бывшего супруга, то есть подтвердить наличие у ответчика достаточного дохода для личных нужд и ежемесячного содержания истца. При обращении в суд с иском о взыскании алиментов с бывшего супруга истцу (за исключением бывшей жены в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка) также следует предоставить доказательства своей нуждаемости в материальной помощи.
Суд в случае отсутствия соглашения между бывшими супругами согласно ст.91 СК РФ определяет размер алиментов, присуждаемых бывшему супругу, в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно, исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов) и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом во внимание принимаются различные обстоятельства: уровень материального обеспечения бывших супругов, наличие различных источников доходов, нахождение на иждивении бывшего супруга, являющегося ответчиком по иску, несовершеннолетних или других нетрудоспособных иждивенцев (например, родителей) и др.
Законом предусмотрено, что установленный судом размер алиментов бывшему супругу может быть изменен. В соответствии со статьей 119 СК РФ если после установления в судебном порядке размера алиментов изменилось материальное или семейное положение одной из сторон, суд вправе по требованию любой из сторон изменить установленный размер алиментов или освободить лицо, обязанное уплачивать алименты, от их уплаты. При изменении размера алиментов или при освобождении от их уплаты суд вправе учесть также иной заслуживающий внимания интерес сторон. Кроме того, суд вправе отказать во взыскании алиментов совершеннолетнему дееспособному лицу, если установлено, что оно совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление или в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье.
По общим правилам, установленным ч.2 ст.120 СК РФ выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается:
— при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов;
— при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов в новый брак;
— смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты.
Но вместе с тем, законом (ст.92 СК РФ) предусмотрены дополнительные основания, когда суд может освободить супруга от обязанности содержать другого нетрудоспособного нуждающегося в помощи супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком как в период брака, так и после его расторжения:
— в случае, если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления;
— в случае непродолжительности пребывания супругов в браке;
— в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов.
С учетом изменений в законодательстве Российской Федерации, касающихся повышения пенсионного возраста, 18 марта 2019 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 35-ФЗ, которым статья 169 СК РФ о применении положений Кодекса дополнена новым пунктом 8, предусматривающим, что право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста (ст.89-90 СК РФ), на алименты распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).
Помощник прокурора города Л.М. Гарбакова
Прокуратура г.Магаса разъясняет: Установлен запрет для военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, на размещение в СМИ и Интернете информации, связанной с прохождением военной службы.
Федеральным законом от 06.03.2019 № 19-ФЗ внесены изменения в статьи 7 и 28.5 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Определено, что военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:
— позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам;
— о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;
— о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;
— о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
Внесенными изменения при этом установлено, что указанные ограничения не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:
— если распространение или предоставление вышеуказанной информации осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;
— если предоставление вышеуказанной информации осуществляется в информационных системах персональных данных;
— если распространение или предоставление информации входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Также, установлено, что при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения, в которых могут храниться или которые позволяют с использованием сети «Интернет» распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации, за исключением случаев, если такие электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей.
Нарушение указанных запретов будет расцениваться как грубый дисциплинарный проступок.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: Подать жалобу на качество товаров и услуг теперь можно через многофункциональные центры (МФЦ).
Потребители смогут подать жалобу в защиту своих прав через МФЦ и рядом других способов. Федеральным законом от 18.03.2019 № 38-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
В частности, закон дополнен статьей 42.3 (Подача и рассмотрение обращений потребителей). Новые положения Закона предусматривают, что обращение потребителя может быть направлено в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в орган государственного надзора, иные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления.
Обращение потребителя может быть направлено по почте, с использованием сети «Интернет», в том числе официального сайта уполномоченных органов исполнительной власти, либо органа местного самоуправления
Положениями части 3 статьи 42.3 закреплено, что в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг могут осуществляться прием обращений потребителей и консультирование потребителей по вопросам защиты их прав на основании соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Данные изменения позволят обеспечить эффективную форму общественного контроля и дополнительную процедуру оперативного реагирования для защиты прав граждан, обеспечения качества и безопасности их жизни и здоровья.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: За невыполнение сводных планов тушения лесных пожаров предусмотрена административная ответственность
С 29 марта 2019 года вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, Федеральным законом от 18.03.2019 № 29-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 8.32.3., устанавливающей административную ответственность за невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации.
Отныне невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 до 25 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 150 до 250 тыс. руб.
За невыполнение данных мероприятий в условиях особого противопожарного режима либо режима чрезвычайной ситуации (часть 2 указанной статьи) размер административного штрафа увеличен и составит для должностных лиц в размере от 25 до 40 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 50 до 70 тыс. руб.; на юридических лиц — от 250 до 300 тыс. руб.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: Срок альтернативной гражданской службы.
Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву и регулируется положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при прекращении альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
В срок альтернативной гражданской службы не засчитывается:
— срок отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
— время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем работникам, совмещающим работу с получением образования;
— время нахождения в отпуске по уходу за ребенком и время проезда к месту использования указанного отпуска и обратно;
— время прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
— период отстранения от работы (недопущения к работе) в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: «Студенты магистратуры получили отсрочку от службы в армии».
Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 39-ФЗ внесены изменения в статью 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Теперь гражданам, которые еще во время обучения в общеобразовательной школе достигли призывного возраста, дана возможность получить отсрочку от призыва на военную службу для обучения по программе бакалавриата (специалитета), а потом и по программе магистратуры. Право на отсрочку предоставляется также гражданам, обучающимся по программам среднего профессионального образования.
Кроме того основанием для предоставления отсрочки будет обучение на подготовительных отделениях государственных вузов за бюджетные средства. Данное право, нужно реализовать в год получения среднего общего образования.
Согласно прежней редакции Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, достигшие призывного возраста в период обучения в среднем общеобразовательном учреждении, могли второй раз воспользоваться отсрочкой при поступлении на обучение по программе бакалавриата. Возможность продолжить обучение по программе магистратуры имели только граждане, окончившие среднее общеобразовательное учреждение до призывного возраста.
Федеральный закон вступил в силу 29.03.2019.
Прокурор города Магаса А.М. Марзаганов
Прокуратура г. Магаса разъясняет: Основания установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, а также для защиты государственных и общественных интересов на основании положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (административные ограничения).
Суть данного административного ограничения заключается в предотвращении повторного совершения преступлений (правонарушений) лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, путем наблюдения органами внутренних дел за соблюдением установленных ограничений.
По общим правилам административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых (освобожденных) из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ (далее — лица, указанные в ч. 1 ст. 3 Закона).
В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона административный надзор за такими лицами устанавливается только в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, чем считается: совершение после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, а также предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, ст. ст. 11.9, 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, независимо от вышеназванных оснований административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и иные основания согласно ч. 2 ст. 3 Закона.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 даны разъяснения ряда вопросов, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Так, Пленумом определено, что административный надзор может быть применен и к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
С учетом того, что при решении вопроса о назначении административного надзора определяющее значение имеет установление устойчивого общественно опасного поведения освободившегося из мест лишения свободы лица, факт совершения лицом одного противоправного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, не образует обязательного признака неоднократности совершения административных правонарушений.
Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
В силу положений ч. 4 ст. 9 Закона в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
Прокуратура г.Магаса разъясняет: Расширен перечень государственных услуг, предоставление которых в МФЦ организуется по принципу «одного окна».
Постановлением Правительства РФ от 19.03.2019 № 285 внесены изменения в перечень государственных услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно внесенным изменениям постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления» дополнено новым пунктом.
В соответствии с дополнением п.16 в перечень услуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна», включено информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
Оказание услуги производится в виде выдачи соответствующей справки об отнесении гражданина к данной категории, что продиктовано изменениями в трудовом законодательстве.
Работникам предпенсионного возраста с 1 января 2019 года предоставляется право на освобождение от работы на два рабочих дня один раз в год для прохождения диспансеризации с сохранением места работы и среднего заработка. Для получения освобождения от работы необходимо предоставить работодателю соответствующую справку об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста.
Принцип «одного окна» предусматривает упрощение процедуры обращения за предоставлением государственной или муниципальной услуги, при этом максимально возможно ограничивается участие самого заявителя в сборе необходимых документов. Как правило, необходимая информация поступает по каналам межведомственного взаимодействия.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: Особенности проведения в 2019-2020 гг. плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства
С 5 января 2019 в законную силу вступил Федеральный закон № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Внесенными изменениями установлены особенности проведения в 2019-2020 гг. плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Так, в 2019-2020 гг. проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, возможно только в случаях:
— проведения плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска;
— плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, определённые Правительством РФ;
— проверок лиц, привлекавшихся к административной ответственности за грубое нарушение обязательных требований;
— плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности;
— плановых проверок, проводимых в рамках: федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного пробирного надзора.
Проведение плановой проверки с нарушением вышеперечисленных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.
Также Федеральный закон предусматривает, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения плановые проверки организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение, не проводятся.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: Понятия «близкие родственники» и «близкие лица» в уголовном праве и уголовном процессе
В ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ) дается определение «близких лиц» — как иных, за исключением близких родственников и родственников, лиц, состоящих в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Под понятием «близкие родственники» законодатель предлагает понимать супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку, внуков. «Родственниками» считаются все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве.
Из предложенных в УПК РФ формулировок вытекает, что близкие лица не могут являться близкими родственниками, и наоборот. Это не равнозначные понятия и они не могут употребляться в юриспруденции как взаимозаменяемые при характеристике социальных и правовых связей между людьми.
Понятие «близкие родственники» в уголовном судопроизводстве используется в совокупности с другими статьями УПК РФ. Наиболее часто понятие «близкие родственники» в уголовных правоотношениях встречается с реализацией положений ст. ст. 42, 46, 56 (потерпевший, подозреваемый, свидетель) и других статей УПК РФ. При этом неправильное использование понятия «близкие родственники» при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам либо вовсе неиспользование данного понятия влечет за собой судебную ошибку.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, пострадавшего от преступления, права потерпевшего, в силу части 8 статьи 42 УПК РФ, переходят к одному из близких родственников и (или) близких погибшему лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве — к одному из родственников.
В случае признания потерпевшим одного из близких лиц, в постановлении должны быть приведены сведения, на основании которых сделан вывод о том, что указанное лицо является близким погибшему.
Согласно п.3 ч.1 ст.61 УПК РФ судья, прокурор, следователь, дознаватель не могут участвовать в производстве по уголовному делу, если они являются близкими родственниками или родственниками любого из участников производства по данному уголовному делу. Понятие «родственник» в значении рассматриваемой нормы уголовно-процессуального закона определено недостаточно четко, и, по мнению Верховного Суда РФ, оно не ограничивается признаком кровного родства, а для целей уголовного судопроизводства применяется в более широком смысле. Поэтому под близкими родственниками и родственниками понимаются не только лица, перечисленные в п.п. 4 и 37 ст. 5 УПК РФ, но и лица, обладающие более дальними отношениями родства и свойства.
Несколько по-другому излагается суть приведенных выше понятий в уголовном праве. При описании уголовно-правовых запретов законодатель опирается на понятие близкого лица, которое в Уголовном кодексе Российской Федерации имеет также и более широкое значение. Это понятие не имеет легальной дефиниции, но раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам об убийстве» и используется как универсальное для всех остальных подобных случаев. Постановление относит к близким лицам:
1) близких родственников;
2) лиц, состоящих в родстве, свойстве;
3) иных лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему (лицу, которому виновный желает отомстить или воспрепятствовать) в силу сложившихся личных отношений.
В закрепленной в Постановлении трактовке не только перечисляется круг лиц, которые должны относиться к данной категории, но и называются признаки близкого лица, общие для всех представителей этой группы. При этом упор делается на то, что жизнь, здоровье и благополучие таких лиц дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: Взыскание задолженности по заработной плате при банкротстве
Пунктом 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства. Требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с данным федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами — исполнителями конкурсному управляющему в установленном порядке. В случае если должником в период после вынесения определения о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства не в полном объеме выполнены обязательства по оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, невыплаченные суммы подлежат удовлетворению в составе текущих требований (статья 136 Закона о банкротстве).
Так, п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В случае если возникшая задолженность по заработной плате относится к текущим платежам, то п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве установлено, что во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий.
Если же задолженность по заработной плате не является текущей, то пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве установлена очередность удовлетворения требований кредиторов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работавших по трудовому договору. Расчеты по указанным выплатам производятся во вторую очередь.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: За склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрена уголовная ответственность
Так, статьей 230 Уголовного кодекса Российской Федерации за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.
Если то же деяние, совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в отношении двух или более лиц; с применением насилия или с угрозой его применения, то наказание предусматривает уже лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Деяния, предусмотренные выше, если они:
а) совершены в отношении несовершеннолетнего;
б) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, то наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Примечанием к данной статье установлено, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи пропаганды применения в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний соответствующих инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств и психотропных веществ, если эти деяния осуществлялись по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел.
Малгобекская городская прокуратура разъясняет: Правила организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных
С 23 февраля 2019 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 13.02.2019 N 146 «Об утверждении Правил организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных» (далее по тексту – Правила).
Данными Правилами установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся операторами персональных данных, а также порядок организации и осуществления государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных иными лицами, являющимися операторами персональных данных.
Так, определено, что государственный контроль и надзор осуществляется Роскомнадзором и ее территориальными органами и включает в себя организацию и проведение плановых и внеплановых проверок; принятие мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; проведение мероприятий по профилактике нарушений.
Действие Правил не распространяется на контроль и надзор за выполнением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных, обрабатываемых в информационных системах персональных данных, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных».
Правилами в частности устанавливается: порядок проведения плановых и внеплановых проверок; права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля; особенности проведения документарных проверок; правила проведения выездных проверок; порядок оформления результатов проверок; перечень мер, принимаемых в отношении фактов нарушения требований; порядок организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с операторами; порядок организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований; досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц в ходе проведения проверок.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Сохранено право женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, на получение алиментов.
18.03.2019 вступили в законную силу дополнения, внесенные Федеральным законом от 18.03.2019 №35-ФЗ в статью 169 СК РФ.
Законодатель установил, что право нетрудоспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в помощи, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, на алименты распространяется в том числе на лиц, достигших возраста 55 лет (для женщин), 60 лет (для мужчин).
В соответствии со статьями 85, 87, 89, 90, 93 – 97 СК РФ алименты обязаны платить родители, трудоспособные совершеннолетние дети, супруги, в том числе бывшие, другие члены семьи, к которым относятся бабушки и дедушки, трудоспособные совершеннолетние братья и сестры, внуки, воспитанники, пасынки и падчерицы.
Другие члены семьи обязаны платить алименты своим близким родственникам при условии, что они не имеют возможности получать содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Распространение информации, выражающей явное неуважение к обществу, государству и органам власти, незаконно.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 30-ФЗ дополнен статьей 15.1-1 Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Согласно данной норме доступ к сайтам в сети «Интернет», на которых содержится выраженная в неприличной форме информация, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, проявляющая явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции РФ и органам государственной власти, подлежит ограничению.
Полномочиями по принятию мер к блокировке таких сайтов обладают Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, на основании требований которых Роскомнадзор обеспечивает ограничение доступа к информации.
За распространение вышеуказанных сведений частями 3-5 статьи 20.1 КоАП РФ, введенными Федеральным законом от 18.03.2019 № 28-ФЗ, предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 300 тыс. рублей либо административного ареста на срок до 15 суток.
Полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных названными частями, обладают должностные лица органов внутренних дел (полиции).
Обо всех случаях возбуждения таких дел в течение 24 часов уведомляются органы прокуратуры Российской Федерации.
Изменения вступают в силу 29.03.2019.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Изменена подсудность ряда уголовных дел небольшой тяжести
В январе 2019 года вступил в силу Федеральный закон № 509-ФЗ от 27.12.2018 «О внесении изменений в статьи 31 и 35 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», которым изменена подсудность ряда уголовно наказуемых деяний, предусмотренных УК РФ, а именно: ст.116.1 УК РФ – нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию, ст.151.1 УК РФ – розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции, ст.157 УК РФ неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, ст.158.1 УК РФ – мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию, ст.251.3 УК РФ – самовольное подключение к нефтепроводам и газопроводам либо приведение их в негодность, ст. 215.4 – незаконное проникновение на охраняемый объект, ст.264.1 УК РФ – нарушение правил дорожного движения лицом, подвернутым административному наказанию и часть 1 ст. 315 УК РФ – неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.
Данные составы преступлений в соответствии со ст.15 УК РФ относятся к преступлениям небольшой тяжести и ранее до принятия настоящего Федерального закона относились к подсудности мирового судьи.
В связи с принятием Федерального закона № 509-ФЗ в ст.31 УПК РФ внесены изменения, согласно которым к подсудности федеральных судов (городских, районных) теперь отнесены преступления, предусмотренные ст.ст. 116.1, 151.1, 157, 158.1, 264.1, ч.1 ст.215.3, ч.1 ст.215.4, ч.1 ст.315 УК РФ.
Для устранения неполноты правового регулирования ст. 35 УПК РФ дополнена нормой о том, что изменение территориальной подсудности уголовного дела допускается также в случаях, если имеются обстоятельства, которые могут поставить под сомнение объективность и беспристрастность суда при принятии решения по делу.
Устанавливается, что ходатайство об изменении территориальной подсудности по основаниям, указанным в ч. 1 ст. 35 УПК РФ, подается через суд, в который поступило уголовное дело. Рассмотрение ходатайства должно осуществляться в срок до 10 суток. Введена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированных митингах
Прокуратура г. Назрани разъясняет: Административная ответственность за управление многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
С 29.03.2019 вступает в силу Федеральный закон от 18.03.2019 № 26-ФЗ, которым ст.14.1.3 КоАП РФ дополнена частью 3, устанавливающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с грубым нарушением лицензионных требований.
Перечень грубых нарушений устанавливается Правительством Российской Федерации.
В качестве наказаний для юридических лиц предусмотрен административный штраф в размере от 300 до 350 тыс. рублей, для должностных лиц – штраф от 100 до 250 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет.
Внесенными изменениями также уточнено, что за административные правонарушения, предусмотренные ст.14.1.3 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Поправки продиктованы необходимостью принятия оперативных мер реагирования на совершение лицензиатом нарушений лицензионных требований, в том числе грубого нарушения лицензионных требований, что невозможно достигнуть в рамках существующей процедуры привлечения к административной ответственности в рамках лицензионного контроля в судебном порядке.
Прокуратура города Назрани разъясняет: Усовершенствован механизм предоставления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.
Федеральным законом от 18.03.2019 № 37-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которые вступают в силу с 29.03.2019.
Уточнены требования к документам, прилагаемым к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала, скорректирован перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств материнского капитала на уплату первоначального взноса, погашение основного долга и уплату процентов.
Закреплены полномочия Пенсионного фонда России по уточнению пригодности для проживания жилого помещения, приобретение которого планируется с использованием средств материнского капитала, путем направления запросов в органы местного самоуправления, государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля.
Информация о признании жилого помещения непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу или реконструкции является основанием для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении средств материнского капитала на указанные цели.
Изменения не касаются заявлений о распоряжении материнским капиталом, поданных до вступления поправок в силу.
Прокуратура г. Назрани разъясняет: О новом порядке оформления протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.
С 15.03.2019 начали действовать новые требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (Приказа Минстроя России от 28.01.2019 № 44/пр.
Так уточнены требования к содержанию протокола общего собрания. В частности, с обязанность подписать протокол будет возлагаться на председателя, секретаря общего собрания, лица, проводившие подсчет голосов, а в определенных случаях – инициатора общего собрания.
Четко определены сведения, которые должны быть указаны во вводной части протокола о лице, председательствующем на общем собрании, секретаре общего собрания, лицах, проводивших подсчет голосов.
Также изменен перечень документов, составляющих обязательное приложение к протоколу общего собрания. Так, помимо списка присутствующих на общем собрании лиц, в приложение к протоколу общего собрания надлежит включать список приглашенных лиц, а также доверенности представителей приглашенных лиц. Иные документы могут быть приложены к протоколу в случае указания на них в содержательной части протокола общего собрания. В новых Требованиях содержится указание на обязательное приложение к протоколу общего собрания письменных решений (бюллетеней) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании вне зависимости от формы голосования.
Ответственность за подготовку решений (бюллетеней) собственников помещений в многоквартирном доме возлагается на инициатора общего собрания. В реквизитах подписи протокола должны быть сведения о фамилии и инициалах лица, проставившего подпись, подпись и дата ее проставления.
Прокуратура города Назрани разъясняет:Принудительный отпуск
Каждый человек, проживающий в РФ, согласно конституционным положениям, имеет право как на труд, так и на отдых. Иными словами, отпуск гарантирован россиянам и трудящимся на территории России иностранцам, апатридам. Но к сожалению, в нашей стране многие вещи доводят до абсурда. И зачастую работодатели пытаются буквально вытолкать свой персонал в отпуск.
Можно ли принудительно отправить работника в отпуск?
К сожалению, трудовые права россиян в теории и на практике — это зачастую совершенно разные вещи. А это значит, что от нарушений и злоупотреблений никто не застрахован. В том числе наниматели, пользуясь своими административными ресурсами, нередко вынуждают персонал уходить в отпуск без содержания. При этом все оформляется таким образом, что юридически здесь ни к чему не придерешься.
Не нужно расценивать такое положение дел, как норму. Это незаконно и с таким отношением к работникам необходимо бороться. Не только на местах, но и в масштабах всей страны.
Как избежать принудительных «отпусков без содержания»?
Для начала необходимо четко знать свои права и обязанности, а также правовой статус работодателя в этом вопросе. В неоплачиваемый отпуск работник уходит исключительно в заявительном порядке. Это значит, что только сам сотрудник решает, когда именно и при каких обстоятельствах ему необходим перерыв в трудовой деятельности. В ст. 128 ТК РФ определены стандартные правила и сопутствующие факторы предоставления неоплачиваемых отпусков.
Выходить за рамки установленных законом норм работодатель не может. Но случается и такое, когда руководство отправляет своих сотрудников в отпуск без содержания по производственной необходимости. Однако следует знать, что с юридической точки зрения, это неправильно.
В этом случае должен оформляться простой, оплачиваемый соответствующим образом.
Есть еще один момент — административное приостановление и временный запрет деятельности компании по судебному или административному акту. При таких обстоятельствах за работником не только сохраняется его прежнее место работы, но и средний заработок. Исключение — если такие обстоятельства наступили по вине самого работника.
С согласия сотрудника его могут перевести на иную работу с оплатой труда не ниже его средней.
Следующий правовой момент — несогласие работника продолжать трудиться в опасных для его жизни/здоровья условиях, не оговоренных трудовым соглашением. Если предоставить иную работу невозможно — время отдыха тоже будет считаться простоем со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Если, невзирая на все вышеперечисленное, работодатель настаивает на выходе сотрудника в неоплачиваемый отпуск — он нарушает его трудовые права. Следовательно, труженик вполне на законных основаниях может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию, в судебные органы и прокуратуру.
«Добровольно-принудительная» отправка сотрудников в отпуск без содержания чревата для руководителя наступлением административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Она предполагает следующие штрафы:
на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При повторном выявлении нарушения санкции ужесточаются. Штраф для руководства и ИП возрастает до суммы 10-20 тыс. руб., для юрлица – до 50-70 тыс. руб.
Прокуратура разъясняет: Увольнение по состоянию здоровья
Согласно трудовому законодательству Российской Федерации работник, имеющий медицинское заключение, свидетельствующее о том, что по состоянию здоровья он больше не может исполнять свои обязанности, должен быть переведён временно или постоянно на другую должность. Если же он отказывается от перевода или на предприятии нет подходящих вакансий, то трудовой договор с этим человеком прекращается согласно п. 8 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Необходимость перевода работника на другую работу должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, что исключает произвольное применения данного основания прекращения трудового договора (определение Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 № 1090-О-О).
Таковым медицинским документом может являться заключение медицинских организаций, имеющих лицензию на проведение медицинских осмотров (обследований) работников, а также заключение медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации инвалидов.
Таким образом, сам работодатель не может единолично решить вопрос о том, может ли работник работать в занимаемой должности.
Если у работодателя отсутствуют рабочие места, которые он в соответствии с медицинским заключением обязан предложить работнику, то простой констатации этого факта будет недостаточно.
Работодатель обязан подтвердить отсутствие подходящей работы для работника, чем может являться карта аттестации рабочего места или штатное расписание данной организации.
Отказ работодателя предоставить работнику имеющуюся в организации работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, может быть обжалован в Рострудинспекцию.
Спор о восстановлении на работе в связи с незаконным увольнением подлежит рассмотрению в районном суде по месту нахождения организации, месту жительства или пребывания работника.
Исковое заявление может быть подано в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Проект статьи
Обновлен порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином, и принятия мер по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Порядком устанавливается:
— перечень органов и организаций, имеющих право проводить обследование;
— основания для проведения обследования;
— перечень обстоятельств, устанавливаемых при проведении обследования;
— требования к акту обследования.
В приложениях к Приказу приводятся: формы акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи; заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах; акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах.
Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423».
Начало действия документа — 07.04.2019.
Название документа
Приказ Минпросвещения России от 10.01.2019 N 4
«О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»