Круглый стол на тему «Основные направления по борьбе с коррупцией. Совершенствование законодательства»

6 декабря 2018 г. Администрацией Назрановского муниципального района  в целях информирования общественности о национальных мерах по противодействию коррупции в рамках проведении Международного дня борьбы с коррупцией и правового просвещения и воспитания граждан проведен «круглый стол» на тему «Основные направления по борьбе с коррупцией. Совершенствование законодательства».

День 9 декабря Генеральной ассамблеей ООН  провозглашен   Международным днем борьбы с коррупцией. 

Сегодня  мы хотим поговорить с Вами  на тему «Основные направления по борьбе с коррупцией. Совершенствование законодательства».

Начиная с 2008 года, руководство нашей страны принимает целенаправленные меры по борьбе с коррупцией. Инициировано принятие пакета антикоррупционных федеральных законов.

Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Закон определяет, что противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Эта деятельность включает в себя меры:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

по минимизации или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Данный Федеральный закон унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку большую системность.

Тем не менее эксперты отмечают ряд проблем в антикоррупционном законодательствеСм.: Гостева С.Р. Противодействие коррупции — важнейшее условие укрепления национальной безопасности России //Юридический мир. 2011. №1. . Среди них:

множественность, обилие и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью, в том числе с коррупцией;

малозначительность нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативными правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

рост числа предписывающих и разрешительных правовых норм;

малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, ведомственными нормативными правовыми актами;

второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции в борьбе с коррупцией;

отсутствие нормативных правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;

существенные множественные противоречия действующих нормативных правовых актов, регулирующих механизм противодействия коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460. определены механизмы ее реализации, которые, безусловно, способствуют решению многих проблем в законодательном обеспечении реализации антикоррупционных мер.

1. Стратегией предопределено оперативное приведение:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Федерации и муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

организацию общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления;

усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

передачу части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям.

4. Перспективные направления развития антикоррупционного законодательства.

Меры по совершенствованию антикоррупционного законодательства обсуждаются в ходе заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Этот совещательный орган был образован Указом Президента России от 19 мая 2008 года.

На заседании Совета 13 января 2011 года были поставлены следующие задачи, требующие правовой поддержки:

Важно, что на заседании Совета был рассмотрен проект федерального закона, устанавливающего систему контроля за крупными расходами лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, некоторые должности федеральной государственной службы, и иных публичных должностных лиц, а также за соответствием расходов этих лиц декларируемым ими доходам.

Также был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, в котором предусмотрена разработка проекта федерального закона об общественном контроле. Данный законопроект определит полномочия институтов гражданского общества по осуществлению общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что концептуальные перспективы законодательного обеспечения антикоррупцинной деятельности обсуждались в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации на тему «Проблемы и перспективы формирования единого антикоррупционного правового пространства в Российской Федерации» в мае 2010 года.

В ходе мероприятия отмечалось следующее:

мониторинг антикоррупционного законодательства и практики применения Федерального закона «О противодействии коррупции» показал, что правовая база в сфере противодействия коррупции нуждается в совершенствовании, как с точки зрения уточнения отдельных норм антикоррупционных законов, так и развития новых институтов.

Повышению качества федеральных законов как мере противодействия коррупции могли бы способствовать разработка и принятие федеральных законов «О нормативных правовых актах Российской Федерации» и «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Также перед  студентами  выступили начальник  отдела опеки, попечительства и охраны детства  С.В.Муталиева

Участники «круглого стола» отметили важность и значимость Международного дня борьбы с коррупцией  в деле правового просвещения и развития правовой культуры молодежи, а также роль общественности в формировании нетерпимого отношения к коррупционному поведению.